Книжный челлендж 2024, 34. Человек и природа: Евгений Рудашевский «Ворон»
Мечты у четырнадцатилетнего Димы вполне мальчишеские: ему хочется вернуться с охоты и рассказать друзьям о том, как добыл первого соболя; рассказать, не жалея красок, так, чтобы слушали с восхищением, особенно одна девочка.
Его дядя знатный охотник. Именно он учит Диму всем премудростям. И однажды берёт с собой на многодневную соболёвку.
Поначалу всё даже лучше, чем представлялось. Дима с удовольствием помогает взрослым, перенимает всё, что связано с расстановкой капканов, выслеживанием по следам, изготовлением приманки. Многокилометровые рейды, приятная усталость и жгучее желание сделать тот самый первый выстрел, который обозначит его становление как мужчины.
Однако юноша, когда наступает время знаменательного выстрела, отводит ружьё в сторону и умышленно мажет.
Всё меняется словно разом. Даже само отношение к долгожданной охоте. Она больше не радует. Невозможно спокойно смотреть в звериные глаза перед смертью.
Много размышлений об отношении человека к природе в этой книге. И можно было бы не поверить в такие скорые перемены в сознании подростка, но о предпосылках рассказано с самого начала.
Это и нежелание стрелять для тренировки в кошку, и непонимание, как мама может рассуждать о любви к животным, работая в лаборатории, где ставит опыты над мышами, а потом «утилизирует» их. «Цервикальная дислокация. Смещение шейных позвонков. Самый дешёвый и распространённый способ».
Быть в глазах одноклассников непревзойдённым охотником хочется, а убивать - нет.
«Мир держится не на музыке или там твоих книжках, а на порохе. Это хорошо, сиди читай своего Пушкина, но, когда к тебе в дом придёт беда, ты вспомнишь не о книгах - о ружье», - это то, что Диме внушает дядя.
Атмосфера таёжной охоты хорошо передана. Охотничьи байки, суровый быт, окружившая со всех сторон тайга с её обитателями, специфическая лексика. Всё это описано неторопливым образным слогом.
«Нельзя отнимать жизнь у разумных существ, ведь это такая удача - родиться. Чувствовать, мыслить. Нельзя из прихоти лишать этой удачи, убитый уже никогда не будет вновь живым…» - важная мысль, которая не вызывает сомнений. Однако речь, увы, о существах разумных. «Кто умнее, тот и живой. У этого мозги мелкие, так он, считай, как дерево. Грех не срубить, если нужны дрова», - и об этом в книге тоже.
Казалось бы, просто честные слова бывалого охотника, оправдывающие добычу зверя, даже поправка всегда делается - не убить, а добыть. Но вместе с Димой хочется протестовать.
На стоянку прилетает ворон. Прилетает клевать вывешенное для подвяливания и заморозки мясо. Этот ворон становится своеобразным символом противостояния мира людей и животных. Убить ворона (а иначе не отвадить) становится навязчивой идеей охотничьей ватаги. Дима становится союзником птицы в этом поединке.
Возрастное ограничение, выставленное повести, - 12+. Однако здесь присутствуют довольно детальные сцены, описывающие добычу и разделывание соболей и белок, что не может оставить равнодушным восприимчивого читателя, а на неокрепшее сознание может оказать негативное эмоциональное воздействие.
В целом книга вызывает противоречивые чувства. Здесь соседствуют реализм и жестокость, глубокие размышления и цинизм.
Оценка 4/5
Подходит к пунктам:
4. Название в одно слово
32. Перевоспитание героя
Заметки непритязательного читателя