Джоди Пиколт «Похищение»
Эндрю Хопкинс обвиняется в нарушении договорённости об опеке и похищении своей четырёхлетней дочери. Правда, произошло это двадцать восемь лет назад. И Делию тогда звали Бетани.
Дело "Штат Аризона против Эндрю Хопкинса" в центре сюжета, но книга далеко не только о расследовании и суде, хотя и процессу, и тюремному заключению отведено немало страниц. Пиколт остаётся верна себе и поднимает множество неудобных проблем.
Алкоголизм - одна из главных. Книга просто населена алкоголиками с разным сроком воздержания. Люди употребляющие и те, кто их окружает. Борьба, потакание пороку, созависимость - эти и множество других граней алкоголизма находят отражение в романе.
Вопрос о доверии плавно вытекает из обозначенной проблемы. Доверие между родителями и детьми, между друзьями, между партнёрами и людьми, связанными близкими отношениями.
Что происходит, когда в одночасье рушится привычный мир, когда оказывается, что считавшийся мёртвым жив, а любимый отец лгал тебе всю жизнь?
Все ступени принятия, от отрицания и гнева до поиска решения и выстраивания новой схемы, проживает главная героиня.
Каждый из персонажей (Делия, Эрик, Эндрю, Фиц, Элиза) имеет возможность высказаться, представив свою точку зрения на происходящее и прошлое: главы написаны поочередно от лица разных героев.
Знакомые с детства Эрик, Фиц и Делия - это сложившийся уже давно треугольник, где любовь и дружба меняют границы. И в этой связи рассматривается ещё одна проблема. Речь о верности, предательстве и измене. Автор не даёт однозначной оценки. Читатель может бесконечно взвешивать, оценивать и рассматривать те или иные поступки в ракурсе "что считать предательством" и "кто первый начал" и удивляться реакции участников, принимать или не принимать, вставать на сторону любого из этой компании.
Пиколт вообще не рисует в этой книге однозначных людей. Все, кого ни возьми, проявляют свои лучшие и худшие качества. Обстоятельства выявляют эти качества независимо от того, чего бы мы хотели или ожидали. Люди не идеальны - они всего лишь люди.
Интересен образ Рутэнн и всё, что связано с индейцами хопи. Картина мира, представленная на этих страницах, помогает через образы и культуру взглянуть на человеческие взаимоотношения, поступки, течение самой жизни под новым углом зрения, почувствовать, что "два взгляда на одну вещь никогда не совпадут".
Книга отчасти похожа на лоскутное одеяло (быть может, образ детского одеяльца Бетани/Делии неслучаен): читатель переносится из прошлого в настоящее и обратно, от одного персонажа к другому, за ярким лоскутом вдруг обнаруживает полинявший. Житейские эпизоды, представленные здесь, настолько разнородны и разнообразны, что невольно начинаешь хотя бы некоторые примерять на себя.
Пиколт обращает внимание на многоплановость понятия "любовь" и задаётся вопросом: "Неужели любовь романтическая, и платоническая, и родственная - это все грани одного бриллианта, неизменно яркие, как его ни разверни?" И делает вывод: "Любить не значит делать все, чего от тебя ждет любимый человек. Любить - значит делать то, чего он не ожидает. Любить - значит превышать ожидания".
Финал в какой-то мере открытый, и хотя ответы как будто даны, оставлено место для многократной переоценки и нет ощущения однозначности.
Оценка 4,5/5
Подходит к пунктам:
32. Герой носит маску (любую)
33. Герой идет против системы
42. Честный разговор