ПоэZия русского лета
В поэтический сборник вошли стихотворения как авторов, известных читателю по публикациям в блогосфере, так и тех, чьи имена не на слуху.
Максим Замшев, Дмитрий Молдавский, Мария Ватутина, Марк Лешкевич, Игорь Караулов, Ольга Старушко, Анна Долгарева, Иван Купреянов, Анна Ревякина - лишь некоторые из них.
Это голоса людей, знающих о событиях на Донбассе не с чужих слов. В сборник вошли тексты, начиная с 2014 года.
Издание подобной книги имеет, несомненно, большое значение. В первую очередь как фиксация свидетельств современников, их позиции, их боли, их надежд. Если оценивать качество поэтических текстов с точки зрения техники и образности, это будут очень неоднородные стихотворения.
Есть тут и гражданский пафос, и злость, и лирика, и самоирония. Есть тексты-слепки, фиксирующие момент, без какого-то внимания к размеру, ритму или лексическому ряду. В обычной ситуации они снискали бы множество придирок, но в контексте темы выглядят вполне органично.
Познакомившись с одной из рецензий, в которой звучит нелестная оценка и сборнику отказывается в праве называться поэтическим, приступала к чтению с опаской. Однако, мысленно согласившись с тем, что некоторые образцы откровенно любительские, нашла и немало по-настоящему сильных стихотворений.
Один из авторов, ставших открытием, - Борис Бергин. Особенно зацепили "Жёрнов" , "Говорить языками" и "Донецкое".
Их отличают образность, глубина, философичность. Здесь интересные аллюзии, интерпретация образов классической поэзии, мощное эмоциональное воздействие.
Говорят, что у Данта над кругами адскими
Был ещё рай, но кто до него дочитывал? ("Жёрнов")
Если смерть ходит рядом - живёшь раза в два отчаянней,
Розы тянутся к небу, любому, колючими прутьями ("Донецкое")
Если нет здесь любви, бесполезно кимвал бряцает,
Так бряцают кинжалы, оружие, зброя, беда,
Сыновья расточают, что собрано было отцами,
Не имеет синонимов горькое слово «предать». ("Говорить языками")
Ещё одно открытие - Влад Маленко. Хочется привести одно из его стихотворений полностью.
Война и мы
Загорелся волшебный терем.
Затянуло нас в пелену.
Мы - солдаты. Мы свято верим,
Что под вечер убьём войну.
Мы ползём в чернозёме горьком.
Мы убиты по многу раз.
Жаль, что клоуны за пригорком
Проклинают в спектаклях нас.
Мы приникли к июльской мяте.
И любовь изо рта течёт.
Нам Господь говорит: «Стреляйте!»
«Не стреляйте», - смеётся чёрт.
И предательство за забором
Надевает на совесть грим.
Не дано понимать актёрам,
Что мы их от беды храним.
Нас считают нулями в смете.
Нами ночь наполняет ров.
Если б не было нашей смерти,
Превратилась бы клюква в кровь.
Непогашенные окурки
Продырявили лунный сыр…
Нет фальшивее драматурга,
Чем война под эмблемой «мир»…
Эй, актёры! Сыграть смогли бы
Сценку боя длиною в час?
Если б мы не убили гибель,
Эта гибель убила б вас.
Тьма качнётся над нами, свет ли?
Нами мир поутру зачат.
Мы машинное масло в петлях
Маем пахнущих райских врат.
Да, очень сильные, мощные по воздействию и художественности стихотворения соседствуют в сборнике с рифмовками на злобу дня, но потраченное на чтение время нельзя считать потраченным напрасно ни в эстетическом, ни в эмоциональном смысле.
Оценка 4/5
Подходит к пунктам:
6. У произведения белая обложка (ну, почти)