17. Возвращение на родину
Сару Бриерли «Долгая дорога домой»
Тридцатилетний мужчина стоит у дверей своей квартиры, оставленной в раннем детстве, и пытается объяснить, кто он такой и кого ищет. Так начинается роман-автобиография Сару Бриерли.
За прошедшие четверть века бывший пятилетний мальчик забыл хинди, обрёл семью в Австралии и ощущает себя австралийцем. Только детские воспоминания, которые он лелеял всю жизнь, и желание вернуть свои корни подвигли на долгие поиски утраченного дома при помощи программы «Google Планета Земля».
Перед нами интересная история о том, как потерявшийся ребёнок выживал на индийских улицах, попал в приют, был усыновлён, получил образование и достойную жизнь, не забывая при этом родную мать, свой дом, братьев и сестру.
Повествование ведётся от лица взрослого человека, но основано оно на детских впечатлениях. В итоге зрелый и детский голоса переплетаются, проникают друг в друга, и перед нами уже лишённый возраста герой: для пятилетки он слишком взрослый и рассудительный, хоть и говорит об интуиции и действиях по наитию, для тридцатилетнего мужчины - слишком наивен и прост.
Время действия охватывает значительный промежуток, герой из заблудившегося малыша превращается в самостоятельного человека, но мы не увидим каких-либо глубоких метаморфоз, эмоционального и морального взросления, духовного перерождения, напротив - индийский мальчик и вернувшийся из Австралии мужчина практически ничем не отличаются друг от друга. Биографические вехи - это лишь зарисовки повседневной жизни.
По признанию автора, ему пришлось рассказывать свою историю много раз, видимо, поэтому она и стала просто записанной историей.
Книга могла бы вскрыть множество духовных, социальных, политических пластов, поднять немало общечеловеческих проблем, заставить размышлять о семейных ценностях. Всё это есть, но осталось в зачаточном состоянии.
История любопытна, но не более того. Несмотря на обилие деталей, в ней не хватает обнажённого нерва. Главный герой вызывает интерес и сочувствие, попутно возникает сострадание к лишённым детства индийцам нищих кварталов, но произведению не хватает художественности и образности, чтобы стать по-настоящему волнующим и острым.
Оценка 4/5