Книжный челендж 20019, 16. Убийцу казнят
Грег Айлс "Кровная связь"
Кэтрин Ферри - судебно-медицинский одонтолог, специалист по следам укусов - принимает участие в расследовании серии убийств. Убиты мужчины пожилого или преклонного возраста. Их находят обнажёнными со следами жестоких укусов на теле. Изначально жертвы были обездвижены. Смерть наступила в результате огнестрела.
Прикладывается много усилий, чтобы найти связующее звено между всеми жертвами. В ходе расследования выясняется, что сама Кэтрин имеет к происходящему какое-то отношение. Какое именно? Она не знает. Только чувствует. На эту мысль наводят и внезапные панические атаки на месте преступления при проведении экспертных исследований, чего раньше с ней никогда не случалось.
Главная героиня - алкоголичка с признаками расщепления личности, имеющая связь с женатым мужчиной. Между тем перед нами сильная яркая фигура, женщина, многого добившаяся в своей жизни и глубоко страдающая. Ферри вызывает симпатию и сочувствие, тем более, что она признаёт свой порок и борется с ним.
Именно от лица Кэтрин и ведётся всё повествование, что позволяет почувствовать и глубину чувств, и сомнения, и потаённые страхи, и липкую навязчивость ночных кошмаров. Героиня постоянно ведёт внутренний диалог, в котором раскрывается и она сама, и окружающая её реальность. Это тем интереснее, что книга написана мужчиной, которому в полной мере удалось добиться реалистичности образа.
Тема, поднятая в романе, страшна, но замалчивать проблему нельзя. Именно эту мысль и доносит автор до читателя. Насилие над детьми со стороны самых близких людей, растление малолетних, подавленные воспоминания и их последствия во взрослой жизни - об этом пишет Айлс без смакования подробностей, без натурализма, обращая внимание в первую очередь на психологическую и психическую составляющую.
Насилие порождает сначала страх , а затем желание сменить роль жертвы на роль властелина, что влечёт за собой новое насилие.
Ужасает и масштаб проблемы, что неудивительно в обществе, где явление просто замалчивается, воспринимается как вариант нормы.
Сами насильники не чувствуют себя преступниками, искренне полагая, что имеют право творить со своими дочерьми всё, что захотят, находя для этого оправдание в священном писании. Дескать, даже в Библии нет прямого запрета на такую связь.
Осознавая всё новые и новые нюансы, параллельно пытаясь разобраться в собственной жизни, Кэтрин уже иначе воспринимает расследуемую серию: её посещает мысль о том,что содеянное - казнь, и преступник действует не в одиночку. Кроме того, внутренне героиня уже сомневается в том, что безоговорочно считает преступника (или преступников) таковым. Долг и следование букве закона, с одной стороны, и эмпатия с личными мотивами, - с другой. Это противоречие решает героиня на протяжении всего романа.
Динамичность нарастает постепенно: в начале книги повествование слегка тягучее, монотонное, но, набирая обороты, оно становится плотным, напряжённым и к кульминации получает и яркие краски, и остроту.
Романтическая линия в книге скорее драматична, чем сентиментальна.
Персонажи интересны , и даже второстепенные не выглядят фоном.
Произведение читается с интересом, но оставляет тяжёлое послевкусие.
Оценка 5/5