Feb 15, 2019 14:09
15. Самоубийство
Густав Флобер «Госпожа Бовари»
Взялась читать этот роман из-за друЖЖественного отзыва на книгу Джулиана Барнса «Попугай Флобера». Подумалось мне, что надо начинать с истоков, с них и начала.
Ну что я могу сказать?
Не чтение, а мучение. Не покидало меня ощущение, что я читаю чью-то графомань, слишком много лишних - досужих - подробностей. Утрируя: «Вошла служанка. Это была уже Фелисити, потому что Настази уволилась и сбежала с лакеем аптекаря, который, вообще-то, сначала ухаживал за вдовой, которая содержала трактирчик на площади и конкурировала с закусочной папаши Бонасье».
Конкретно такого эпизода не было, но ощущение вот чего-то такого, излишнего - было.
В целом, сам роман, как метко выразилась моя коллега, филолог, это «Дом 2» из прошлого. Мещанство, сплетни, скука. И над всем этим - автор, который с презрением описывает «низких людишек с их презренными интересами», без малейшего сочувствия, хотя сам, в общем-то, недалеко ушел.
Сложное у меня отношение к героям.
Мадам Эмма Бовари - пустышка, слабая, хитрая, отвратительная мать и жена, прелюбодейка, неумная женщина, мнящая себя большой умницей. Она мне крайне несимпатична, но в тоже время вызывает и долю жалости, как жертва собственных иллюзий, воспитанных «рыцарской» литературой. Все эти андреналиновые страсти, которые представлялись ей непременными атрибутами истиной любви, отсутствие какой-либо рефлексии и критичности… она просто истинный продукт своего времени. Возможно, если бы у нее была мать, которая исподволь знакомила ее с реалиями жизни, и подсказала бы, что Шарль Бовари, может и неплох, но совершенно ей не подходит, история бы не сложилась так трагично для всех участников.
Шарль Бовари - удивительная смесь практичности и инфантилизма, человек, который подобно своей жене жил в собственном иллюзорном мире с выдуманной женой. Его безумно жалко, каким бы он ни был, не заслужил он обмана не только в личном, но и имущественном плане.
Любовники Эммы - Леон и Родольф - одного поля ягоды, люди, привыкшие потакать собственным прихотям, не задумываясь особо об окружающих.
Аптекарь Оме - вот человек, который вызывает поистине сильные чувства. Мерзавец он, прилипала, интриган, и в то же время целеустремленный, рачительный хозяин, хороший отец и более-менее приличный муж. Этакий тихий негодяй, который вроде бы и открытых подлостей не делает, но в то же время, делая добро, руководствуется исключительно собственными интересами, но не забывает уточнить, что все делается из любви к ближнему.
Наверное, «Госпожа Бовари» должна будить иные мысли, но я после этой книги все больше думаю о вреде бульварной литературы, всех тех дамских романов, которые будоражат чувства, вызывают сентиментальность и совсем не способствуют каким-то умствованиям. Да, конечно, и цель у них совершенно другая, не та, что у «большой литературы», но все же, все же.
Как-то натыкалась на форум, где обсуждалось негативное влияние романов на восприятие реальности. Что-то о том, какие завышенные представления формируются у женского пола после прочтения книг о любви служанки и виконта, секретаря и миллионера, и вообще о любви и ее проявлениях как таковых. Я очень люблю данный жанр, это для меня способ отвлечься, этакие сказочки для больших девочек - прочитала, повздыхала, а сейчас уже чаще и поржала, закрыла и дальше пошла. Люблю, но признаю его вредоность, это конфетки для мозга.
классика,
Флобер,
15 (2019)