12. Семейная сага (история одной семьи в нескольких поколениях)
3,5/5
Если бы не видела на обложке имя автора, то была бы уверена, что эту книгу написала Л.Улицкая. Она в свое время нанесла мне психологическую травму, поэтому я и в этот раз боялась, что со страниц на меня выпадет чья-нибудь матка. Но нет, обошлось, зато всего остального - странных нездоровых отношений, мужчин с Великой_Целью, женщин-сереньких-мышек, положивших жизнь ради мужчины с Великой_Целью - этого предостаточно.
Если коротко и не спойлерить, то книга о трех поколениях Учителей. Владимир Дымов, превосходный химик, который в сложные для страны послевоенные времена не пошел в науку, а стал преподавателем в университете и учил студентов не только своему предмету, но и жизненным ценностям. Его сын, Валерий, учитель физкультуры , постепенно становится Учителем духовным, гуру-йогом и автор нам прекрасно показал, что не в той стране он решил проповедовать высокое. И его внук Андрей, который вообще не хотел ничего делать и общаться с внешним миром, но идет работать в редакцию журнала, чтобы хоть как-то упорядочить свою жизнь, становится главредом модного журнала и заядлым тусовщиком, а потом бросает всё это и уходит работать учителем литературы сначала в московский лицей, а потом вообще уезжает в Тулу (спасибо, что не в Сибирь).
И через жизни всех этих мужчин красной нитью проходит одна женщина. Привлекательная, умная, действительно всего добившаяся сама. Но если бы она на секунду стала хрошиа Луммоксом из повести Хайнлайна "Звездный зверь" и ей бы задали вопрос о цели её жизни, то она ответила бы: "Воспитывать и любить мальчиков Дымовых".
Написано замечательным языком, интересно, стилистически выдержанно. В момент, когда с одним из героев случается инсульт, я просто дышать перестала, настолько это было точно и душераздирающе. Но почему-то и сюжет, и развитие героев и описание эпохи все время "скатываются". Выпуклые и настоящие послевоенные годы переходят в невнятные 80-е, а потом уж совсем в схематичную серую современность. Все герои необычные в молодости, с характером и индивидуальностью вдруг становятся какими-то плоскими. Если автор вводит в сюжет героя, а потом не знает, что с ним делать, то герой в 25 лет уезжает в закат, а потом появляется на два абзаца, седой, с бородкой и добрыми глазами. Или худой, с кашлем и впалыми щеками. Или в очочках и с толстыми лодыжками. Ну, вы поняли.
И самое главное, из-за чего я редко читаю современных российских авторов - всё тлен. Как бы ты ни любил, к чему бы ни стремился - в конце мы все умрём. Потрясающее открытие.