6. Очень толстая книга. Симона де Бовуар «Мандарины» [Spoiler (click to open)]Читала книгу 11 дней, для меня это своего рода антирекорд. И не нравилась она мне - много политики, философии, отвлеченных каких-то мыслей, и бросить почему-то было жалко. Эту книгу уже обсуждали в комментариях к одному моему посту. Возник вопрос о контексте. И вот удивительное дело, контекст - исторический и социальный - у этой книги ого-го какой, тут тебе и Сопротивление, и экзистенциализм, и жизнь в послевоенном мире, и борьба левых и правых сил, и место женщины в социуме, у меня эта книжка шла как фэнтези, без связи с реальным миром, ей-Богу. Очень сложные отношения с материнством у Бовуар, что нашло выражение в ее героинях - Анне, ее дочери Надин и внучке Марии. Ни один герой мне не понравился, но крайне не понравились пиявка Поль, долголетняя гражданская супруга писателя и издателя Анри, и истеричка Надин, дочь друга Анри и впоследствии его жена.
7. Классика XIX века. Чарльз Диккенс «Остролист». [Spoiler (click to open)]Небольшое произведение. Одному юному сэру показалась, что его возлюбленная предала его с другом. Как благородный джентльмен, он никому ничего не сказал и не сделал, а молча отправился в Новый Свет. Но по пути, в виду суровой снежной погоды, застрял в уютной гостинице под названием «Остролист». Сначала он одиноко скучал там, в виду «природной скромности», затем местный коридорный начал его развлекать ужастиками из жизни постояльцев, а под конец рассказал милую историю любви двух детишек. Буран кончился, на постоялый двор заявился друг означенного сэра, с невестой, которая оказалась кузиной возлюбленной нашего героя. Ожидала большего, исходя из многочисленных отзывов. Хотя книжка по-своему хороша, Диккенс прекрасен в описательной части и не лишен чувства юмора. 27. Книга с событиями в будущем Ольга Смайлер «Тростниковая птичка» [Spoiler (click to open)]Фэнтези, любовный роман. Вполне себе годное чтение, не без недостатков (местами то от лица одного героя, то другого многовато розовых соплей), но с интересным миром. Причем, в этом мире именно общественное устройство интересное. Короче, далекое будущее. От Земли изначальной пошло расселение по разным планетам, но все они состоят в одном союзе, ведут активное сотрудничество, кроме одной планеты, Керим, про которую очень мало что известно в виду ее закрытости. И вот туда-то случайно, через испорченный однокурсником телепорт, попадает 21летняя героиня, Соня, и тут же оказывается в рядах каравана невест. Мало-помалу перед нами развертывается картина социума, созданного обиженной женщиной, социума, где формально правит мужской пол, а неформально он полностью зависим от женского. То есть, если мужчину не выбрала женщина и не взяла в мужья, то по достижении 30 лет он должен самоубиться как лишнее звено. Именно это и предстоит воину-полукровке (мама - иномирянка, что породило массу проблем для него, матери, отчима, отца, мачехи и т.п.), вот только караван довезет и до свидания, белый свет. Как водится, тут начинается сама лавстори, которая сопровождается интригой, завязанной на местные религиозно-политические игрища. Мне кажется, должно быть продолжение, хотя могу и ошибаться. Из минусов - излишняя «успешность» героини - представительница очень влиятельной во всем вселенском союзе семьи, причем очень любящей и заботливой, решительная, развитая, умная, терпеливая и т.д., и т.п. И все это в 21 год.
48. Книга из списка «1000 и 1 книга…» Дорис Лессинг «Трава поет» [Spoiler (click to open)]Читала, не отрываясь. Мрачная книга, тяжелая атмосфера, малоприятные герои - и главные, и второстепенные, масса социально-значимых вопросов - выбор жизненного пути, отношение социума к «не таким, как все», отношение к чернокожему населению Африки и т.д., и т.п. Книга начинается с того, что убита женщина, Мэри Тернер. Убийца сразу же обнаружен и схвачен - это чернокожий слуга семейства Тернеров, Мозес. Дик Тернер в шоке и не в себе, управляющий Тернеров, Марсден, в недоумении - он не может понять презрение и ненависть окружающих к убитой. А дальше… дальше начинается история Мэри Тернер, женщины, которая жила легко и беззаботно, трудилась, отдыхала, и не задумывалась ни о чем, пока не услышала чужие слова о себе, что она - ненормальная, неполноценная, одевается как девочка в свои 30, общается с мужчинами как товарищ, а не женщина. Мэри это перевернуло, она решила стать как все, мучительно переживая чужие насмешки. В поисках новой себя она наткнулась на фермера-неудачника Дика Тернера, который как-то моментально очаровался ею, видя в Мэри воплощение своей мечты о семье и детях. И вот, из города с белыми виллами, цветущими деревьями, холодной и горячей водой, Мэри приезжает на отдаленную убогую ферму, где ей приходится учиться вести хозяйство, командовать чернокожими слугами, экономить воду, умирать от жары, потому что ее мужу жалко денег на потолки, и в доме есть лишь жестяная крыша, которая в жару раскаляет весь дом. Скука, недовольство браком, нищета привели к закономерному финалу - полнейшему личностному распаду Мэри, финалом которого и стало убийство. В книге есть и другие персонажи, которые наглядно демонстрируют, как формировалось «расовое» общество в Африке, когда белого не поддерживали до последнего, и лишь когда он оказывался на грани, близкой к жизни чернокожего населения, община любой ценой пыталась не допустить этого, даже в ущерб самому человеку. Мэри сделала ошибку и не так повела себя с местным бомондом, чего ей не простили. Дик был слишком горд, чтобы жить в долг, и слишком нерешителен и самонадеян, чтобы успешно вести дела на ферме. Шаг за шагом Мэри и Дик разрушали собственную жизнь, приближая трагический финал. Ну а некоторые экономически заинтересованные граждане им в этом помогали. Отдельно хотелось бы отметить фактор некоторого психологизма книги. Я о том, что Мэри не совершила бы такой ошибки с браком, да и Дик тоже, обладай они хоть малейшей способностью и склонностью к саморефлексии. Но на самом деле, это были пустые, поверхностные люди, которые не были в состоянии понять себя, что уж там говорить друг о друге.
51. Книга с вопросом в названии. Луис Реннисон «Девочки с Венеры, а мальчики… с дуба рухнули?» Дневник 14-летней Джорджии Николсон, англичанки, жизнь которой почти что рухнула, ведь ей с матерью и трехлетней сестренкой Либби придется ехать в Киви-гоу-гоу-ландию, то бишь, в Новую Зеландию, где работает отец девочек. Трагедия в том, что у Джорджи тут нарисовался амур-тужур и абажур с 18летним красавчиком-музыкантом Робби. Никуда в итоге никто не поехал, папа сам вернулся. Но не в этом дело. А дело в том, что Джорджи, на мой взгляд, невоспитанная тупая хабалка, которая позволяет себе залезть в ящик с личными письмами подруги, в сторожку школьного охранника и т.д., и т.п. Отца и мать она не уважает, грубит им и доводит до сведения окружающих, какие отстойные у нее предки. Вообще, для меня эта книжка из серии «Их нравы». Потому что трехлетний ребенок в памперсе, который любит оный снимать и демонстрировать свои фекалии окружающим … ну как бы дичь, разве нет? Вообще, откровенно слабая, дешевая книжка, как бы заигрывающая с целевой аудиторией: «Эй, смотрите, я, автор, такая же как вы, я знаю все эти ваши словечки, ну вы понимаете, да?». Все-таки, написать хорошую книгу для детей и юношества - это искусство едва ли не более трудное, чем книгу для взрослой аудитории. Как по мне, так мадам Реннисон блестяще провалилась.