О баттлах и Мединском

Aug 17, 2017 03:18


Три дня назад в отечественных средствах массовой информации произошло нечто очень тревожное.

В один голос все новостные агентства и все центральные интернет-издания протрубили о событии межгалактического значения: “10 миллионов человек посмотрели, как Гнойный победил в баттле Оксимирона”. Более того - почти на каждом сайте рядом с подобным заголовком гордо красуется наименование рубрики: “культура”.

Я хочу спросить - господа журналисты, а что это было? Что в этой новости было настолько экстраординарного, чтобы так о ней трубить? “Яндекс” выдает 244 новостных источника, среди которых: официальный печатный орган Правительства Российской Федерации - “Российская газета”,  РИА Новости, НТВ, Russia Today… Что, чёрт возьми, происходит?



Вот есть некое субкультурное хип-хоп сообщество, в котором существует формат рифмованных состязаний. Цель этих состязаний - при помощи импровизированного (или, иногда - заранее заготовленного) потока сознания как можно остроумнее унизить оппонента. Называется это дисс (от англ. disrespect - неуважение). Теоретически - это можно сделать по-разному, но чаще получается куча оскорблений, как правило, матерных и безосновательных, за которые никто не отвечает. В русской традиции, в том числе - криминальной, такое, мягко говоря, не приветствуется. В принципе - всё.

Такой ролик набирает 10 миллионов. Событие? Нет. Многие ролики с котиками его переплюнут. Другие баттлы и больше набирали. Так что событие - вполне себе рядовое.



Но зачем сайт “Российская газета” новость, в заголовке которой красуется слово “Гнойный”, помещает в раздел “Культура”? Это новый культурный ориентир? Или это обычная практика новостных отделов центральных СМИ - раскручивать любой хайп, как принято сейчас говорить?

Я, кстати, это говорю не с позиции ханжи или брюзги. Я это слушал всю юность. Больше как раз андеграунд, чем тех, кто в телевизор пролез и на радио. Я знаю, что в русском рэпе, среди огромного количества дерьма (о том, что среди рэпа дерьма огромное количество, знают все, включая исполнителей) есть неплохие вещи. Иногда они даже встречаются в баттловых треках.

Но это не тот случай. Увы, но хип-хоп культура - это апофеоз постмодерна. Я, повторюсь, это не из ненависти к данной субкультуре говорю - я констатирую факт. Кстати, из ролика видно, что победил именно тот участник, который лучше это понимает. Именно он гордо говорил о постмодернистском репе и первый произнёс слово “постправда”.



А что такое “постправда”? Это значит, что правда не просто затушёвывается, скрывается, искажается, подменяется ложью. Она становится всем безразличной. Навязывается идея её недостижимости и бессмысленности.

Репперский баттл - это квинтэссенция такого безразличия. В каком-то виде это уже продвигалось в общественное сознание в виде Камеди Клаба или экспериментов Павла Воли. Но теперь это подают уже не как юмор. Это же “искусство”.

На этот тренд снисходительно реагирует в твиттере Ходорковский, расшаркивается Навальный, и восторженно пищит Собчак, идиотски сравнивая его с полемикой Троцкого и Ленина, но справедливо называющая его пульсом постмодерна. Кстати, она же сообщила, что в Ведомостях процитировали Мединского, который сказал, что “Нам есть чему поучиться у Оксимирона и Гнойного”.



И тут начинается интересное. Либо она врёт. Либо врут “Ведомости” (подписка платная, оригинал не могу прочитать, у кого доступ есть - скажите). И тогда к Мединскому вопросов нет.

Либо наш министр культуры решил, что “нам” (то есть гражданам России) нужно поучиться у Оксимирона и Гнойного. И тогда возникают вопросы.

Чему поучиться? Постправде? Это Мединский считает культурным ориентиром?

Если так, то понятно, почему он вешал доску Маннергейму. Понятно, почему он продвигает памятники "примирению" в Севастополе. Понятно, почему он это делает вопреки тому, что писал в книгах про Великую Отечественную. Ему просто плевать на правду. Да, раньше он об этом говорил применительно к себе, что так часто ему любили припоминать либералы:

“Везде есть исторические разночтения. Я всегда беру ту точку зрения, которая работает на книгу. Поэтому, например, у меня количество жертв в Бородинской битве не по данным Носовского и Фоменко, а по данным сталинской энциклопедии. Я не знаю правды и боюсь, что никто не знает правды, но та цифра мне приятнее, она работает на мою концепцию”

Теперь, похоже, этот подход Мединский хочет распространить на всю культуру. Подход, где Фоменко и Сталинская Энциклопедия отличаются не достоверностью фактов, а приятностью цифр.  Более того: можно будет поменять опорные факты и концепции, когда это будет удобно. Подход, где качество поэзии будет определяться не красотой образов и не смысловой нагрузкой, а количеством панчей. Подход, где можно одновременно вешать доску Маннергейму и призывать к канонизации Зои Космодемьянской.

После этого я окончательно удостоверился, что Мединский не идейный реабилитатор фашизма. Для него просто не существует Маннергейма - союзника Гитлера или Маннергейма - русского генерала. Ему надо Маннергейма приподнять - он его приподнимает. Для него культура и историческая память - это всего лишь формула. Подставил вместо “А” одно значение - получил один результат в голове у народа. Подставил “Б” - другой. А для того, чтобы никто не возмущался - все должны пребывать в состоянии постправды. Именно этому и должны научить народ Оxxxymiron и Гнойный.



Это такой метод защиты “духовных скреп”? Вынужден разчаровать: если Мединский хочет бороться за них (в число которых безусловно входит Победа в Великой Отечественной Войне), то в такой конфигурации враги всегда победят. Поэтому Собчак ликует - постправда их стихия. Постправда победила на Майдане. Постправда царит в белоленточном движении. Постправда пытается разодрать Россию на части.

И помочь нам может только Правда. Без всяких "пост-".

P.S. Кстати. Не поленился, специально поискал, кто же всё-таки "не стрелял", то есть не стал пиарить эту дрянь. Нашёл только два таких информационных агентства. "ТАСС" и “Красная Весна”. Был немало удивлен. Это делает их редакторам честь.

постмодерн, #ятестируюновыйредактор, Мединский, постправда, хип-хоп

Previous post Next post
Up