Вчера я сходил в турфирму. Увы, там меня ничем не порадовали. Китайскую визу они помочь сделать не смогут, кто может помочь - не знают. Завтра попробую с утра наведаться в консульство, но, чувствую, придется ехать на границу в Замын-Ууд и надеяться, что в Эрляни мне таки дадут эту визу. Нет - значит, возвращаюсь в Россию, возможно, посещу новосибирский сход и поеду в Казахстан и Среднюю Азию. Ну, а теперь - обещанное описание дороги.
Во вторник вечером я распрощался с Андреем и уехал на вокзал, откуда без приключений добрался до Борзи. Поезд приехал в четыре утра, так что я отошел от вокзала, зашел во дворы и подремал до шести часов на пенке, после чего заглянул на вокзал, был проверен бдительными ментами, озадачившимися наличием у меня в рюкзаке проводов ( неужели они думают, что кто-то в наше время будет что-то взрывать с помощью проводов?), убедился, что никакого железнодорожного сообщения у Борзи с Соловьевском нет, после чего, руководствуясь приложением на телефоне, вышел на трассу, прошел по ней пару километров до выездной таблички и за поворотом, на который уходило большинство машин, встал ждать попутку до Соловъевска. Увы, ничего туда не ехало. Сначала остановился киргиз-таксист, специально подъехавший выяснить мою сущность и сделать фото на память, потом пара машин с пастухами, ехавшими на стоянки ( стоянки - это. в данном случае не которые заправки-кафе, а поселения пастухов в степи, где они следят за скотом). Ни одной машины до Соловъевска мне не остановилось. Через несколько часов я плюнул и уехал на очередной ехавшей до стоянки машины, куда меня отвез пастух Леха, там меня накормили, напоили чаем, я набрал воды и Леха вывез меня на трассу примерно к тридцать второму километру, посоветовав на прощание пройти немного пешком, там будут еще стоянки.
Я, благо силы были, решил последовать его совету и прошел километров семь пешком. Было жарко, но прохладный ветер приятно освежал. Степь стрекотала кузнечиками ( столько кузнчиков я в жизни еще не видел, на стоянке они десятками выпрыгивали из-под ног), но попутных машин не было. Попалась парочка встречных, с водителем одной, ветеринарной, мы немного поболтали. Наконец я дошел до знака "начинается погранзона, проход и проезд по пропускам), но кроме оного, рядом были только какие-то развалины, возможно, когда-то в них помещался пост проверки документов. Отсюда меня и довезла до Соловъевска, а потом и до перехода попутная машина скорой помощи, за что водителю огромное спасибо.
Пограничиники отнеслись ко мне дружелюбно, проверили документы и, немного погодя, запустили на территорию поста. там я мило пообщался с таможенницей, проверившей мои рюкзаки. Заодно взвесил их и слегка офигел. Большой рюкзак у меня, оказывается, весил почти 24 кило, а маленький, с усилком - еще почти 8. Я-то думал, я ношу раза в полтора меньше. Неудивительно, что вес у меня , как выяснил там же, упал с 88 кило до 82. Ну, это даже хорошо, мне его еще сгонять и сгонять. В итоге у меня проверили паспорт, поставили штамп, расспросили о путешествии и пожелали счастливого пути. Я покинул пешком территорию России ( это один из переходов, где это возможно), перешел в Монголию, где у меня внутри погранпункта проверили паспорт, заставили все выложить из рюкзака, но ничего запрещенного не нашли и поставив штамп, запустили в Монголию. Выезжавший на мотоцикле погранец предложил меня подвезти, но попробовав чсесть, я усомнился в том, что он меня с грузом увезет и пошел пешком. Да, у погранцов я узнал, что поезд до Чойбалсана ходит во вторник и пятницу в три дня. Была среда, и я надеялся, что до пятницы мне ждать не придется.
Трасса, по карте на телефоне, начиналась за поселком с труднопроизносимым названием Чохоон...что-то там, щас без карты и не ыспомню. Туда я и направился, но на мосту через речку мне встретилась машина, водитель которой в ответ на мой вопрос "Чойбалсан" и тыкание пальцем, покачал головой и вывез на трассу, идущую вдоль железной дороги, утверждая, что это -трасса на Чойбалсан. Посидев на ней немного и не увидев ни одной машины ни в какую сторону я решил, что водитель что-то напутал и решил пойти на трассу. которая была на карте. В итоге встреченные мной монголы на машине решили, что я еду из Чойбалсана в Россию и только с помощью немногорусскоговорящей пожилой монголки, к дому которой меня привезли, удалось объямнить, что мне надо. В итоге я снова пошел к мосту, но не дошел до него, остановилась машина с интеллигентным пожилым русскоговорящим монголом, который искренне озаботился моей судьбой, усадилв машину и стал по телефону искать транспорт, который увезет меня в Чойбалсан. Не найдя такового, он довез меня до деревни, там я все-таки выяснил, что трасса вдоль железки -правильная, а приложение меня подвело. Я устал и сказал, что заночую тут, поставлюд палатку. монгол сказал, что утром он приедет и найдет мне машину.
Я решил никуда не ходить и поставить палатку неподалеку от орады местного спортзала. Ветер усилился, небо потихоньку стали затягивать облака. В процессе постановки палатки уже поставленную оный ветер сорвал с места и покатил прочь от меня. Пришлось догонять, и после поимки беглянки я с огорчением увидел, что на тенте в одном месте образовалась дырка и еще несколько микродырочек. Заклеить мне их было нечем/, потому я их просто защил, после того, как вбил колышки и занес внутрь вещи. Надеюсь, герметичность пострадала не сильно, а при случае я устраню проблему более радикально. В итоге я с трудом ввинтил колышки в утоптпнную землю, кое-как разложил вещи, залез в спальник и уснул. Вечер мотал палатку, но колышки держали крепко. Ночь повел довольно спокойно.
Утром я вылез из палатки и увидел, что все небо затянуто тучами, весьма похолодало, ветер все так же дует с востока. Сразу надев свитер и куртку, я таки собрал палатку и рюкзак и решил зайти в спортзал набрать воды. Увы. воды в местном туалете не было, но я привлек внимание местных и в итоге меня на машине пожилая пара отвезла к себе домой, где напоили чаем, накормили хлебом и огурцами, дали этих же огурцов и хлеба с собой и отвезли к железнодорожной станции. Спасибо им за это огромное.
Зал ожидания был закрыт, потому я решил попробовать дождаться машины на трассе. Отошел от вокзала, вышел на трассу и встал там. Вернее, сначала встал, а потом лег, поскольку ветер дул весьма неслабый, я расстелил пенку и прикрывшись рюкзаком, лег на нее. Увы, за пару часов по трассе проехал только трактор с прицепом, в котором сидели трое детишек, и который явно не ехал в Чойбалсан. В итоге, после того, как начался дождик, я изрядно продрогший, решил дойти до станции и там найти укрытие от ветра. Встал за зданием ыокзала возле какой-то будки и стал пришивать оторвавшуюся лямку у рюкзака. Из здания вышел монгол, с которым мы немного поговорили, как сумели, после чего он тмахнул рукой, приглашая заходить. Я закончил текущий ремонт и решил воспользоваться приглашением.
В первом кабинете налево за столом сидел какой-то пожилой монгол в очках. Я знаками попросил разрешения зарядить мобильник, после чего сел за соседний стол и стал выписывать полезные монгольские слова из купленного еще в прошлой поездке разговорника советских времен в блокнот, решив не тратить зря время. Монгол позвонил кому-то и минут через пять в дверь зашла русскоговорящая монголка средних лет, которая и выяснила, кто я такой, куда еду и как тут оказался. В итоге. после ее общения с начальником, меня запустили в зал ожидания, где оказалась работающая розетка, и предложили дождаться тут завтрашнего поезда. Решив, что это всяко лучше/, чем палатка, я с радостью согласился.
Разложившись, я вскипятил воду, заварил лапшу и чай, посидел, читая ноутбук, а потом решил набрать еще воды. В итоге мне показали колонку, которая представляла собой здание с рубильником внутри и трубой снаружи, как понимаю, из скважины насосом качали воду с глубины, а потом я встретил женщину, с которой разговаривал, она позвала меня и сопровождавшего монгола в дом, напоила чаем и накормила буузами. Я с водой вернулся в зал ожидания, выбираясь оттуда лишь на визиты в туалет\. находившийся в сотне шагов от вокзала. Туалет там простейшей системы, причем средняя доска отсутствует вообще, так что при входе смотрите под ноги, чтобы не провалиться в довольно широкую щель. Свет в зале не включался, так что пришлось после наступления темоты пользоваться фонариком. В итоге выспался отлично.
Утром пришел поезд из Чойбалсана, вернее, Баянтумэна, так называется станция. Выгрузившийся народ рассосался по машинам, и я снова остался один. Погода нем6ного улучшилась. Я сходил в пристанционный поселок, нашел там местный сельмаг, купил лапши, набрал еще воды и продолжил ожидание, читая с ноута. Примерно в полтретьего я закончил сборы и вышел на платформу, где уже нечалась посадка. Поезд представлял собой пару тепловозов, два общих вагона, один вагон грузовой и с десяток цистерн, прицепленных сзади. Заняв последнее свободное купе в хвосте вагона я разложился и стал ждать отправления. Неожиданно моими соседями стали молодой русскоговорящий монгол и симпатичная молодая русская девушка, которые, как оказалось, ехали в Улан-Батор из Китая. Девушку не пропустили на переходе в Монголию, который оказался внутренним, и им пришлось давать крюка через Забайкальск, Борзю и Соловьевск. Они были в Китая 15 дней, визу делали в Улан-Баторе, но с приглашением. Надо мне было спросить, где они брали приглашеие, но ступил. Тем временем поезд тронулся, но проехав сотню метров, остановился. И, как выяснилось, надолго. Что-то серьезно поломалось в тепловозе, приехавшаяя чинить бригада ковырялась там, но без всякого толку. В итоге парень с девушкой решили ехать на такси, а я остался внутри вагона, рассудив, что все равно поезд приходит вечером, так лучше переночевать в вагоне, чем в палатке. В итоге отправление задержали почти на 12 часов, поехал поезд после полуночи.
Утром я проснулся, вдоволь налюбовался на монгольскую степь в окно, сделал снимок трех симпатичных монгольских малышек, ехавших по соседству ( и смотревших на телефоне "Машу и медведя"), и около десяти утра таки приехал на станцию Баянтумэн.
Выгрузившись, отошел к зданию станции достал телефон, на котором, к моей радости, сразу высветилось мое местонахождеие. До автовокзала, откуда я хотел ехать в Улан-Батор, было километров пять. Затарившись в подвернувшемся магазинчике лапшой и карамельками, я потопал к автовокзалу, но в итоге меня туда подвезла монгольская пожилая женщина, за что ей огромное спасибо. Автобусы до Улан-Батора шли три раза в день, и следующий шел а час дня. Билет стоил 62 тысячи тугриков, то есть примерно полторы тысячи рублей. За 650 километров пути это вполне нормально. Купив билет и оставив большой рюкзак в камере хранения по предложению кассира я решил немного прогуляться по городу, перекусить посмотреть на него. Выйдя на небольшую площадь я заглянул на местный рынок, где за две тысячи приобрел одежную щетку, затем в столовой поел монгольское блюдо хуйцаа ( это суп с мясом), там же встретился с пожилым немного русскоговорящим монголом-сварщиком, который когда-то учился в Кургане и хотел было зазвать меня в гости, но я боялся опоздать на автобус и отказался. Прогулслся по городу, поснимал, купил местного мороженого за 1000 тугриков ( честно говоря, не понравилось мне оно - несладкое и водянистое какое-то), вернулся на вокзал, посидел там немного с ноутом и в итоге загрузился в автобус.
Дорога была.. разная. Сначала шла великолепная трасса, потом она закончилась и автобус шел по разбитой либо по колеям в степи. Пару-тройку раз мы останавливались на перекусы и походы в туалет, в целом поездка вышла вполне нормальной. В полпервого ночи мы таки приехали в Улан-Батор и я, отбившись от таксистов, зашел во дворы и поставил на газоне палатку до утра. В шесть утра я проснулся, собрался,соориентировался и пошел на остановку, откуда, немного пообщавшись с молоденьким скучающим песиком, уехал на автобусе в сторонуцентра. Проезжая возле храма я вспомнил, что сегодня воскресенье и будет служба, и что батюшка Олег Матвеев рекомендовал мне пообщаться с местными священнослужителями. Зайда на территорию храма, я устроился в беседке, где и дождался начала службы. Перед ней познакомился с батюшкой Антонием, священником лет тридцати,отстоял службу, после чего меня пригласили в трапезную, нккормили, с удовольствием послушали мои песни, а когла я уже собрался уходить и стал прощаться с батюшкой, тот, спросив, где я остановился и узнав, что ночую в палатке, предложил мне пожить у него. В итоге мне выделили целую квартиру, со стиральной машиной, ванной, и всеми благами, в холодильнике еще остались какие-то продукты от прошлых гостей, некоторые уже испортились, но далеко не все. Я постирался, отдохнул в кровати, на следующий день попел вечером у битлов и неплохо заработал, отписался вконтакте, что жив-здоров, во вторник сходил в турфирму, где, увы, мне ничем помочь не могли, вечером еще попел, вчера у меня был день отдыха, а сегодня снова пойду работать. Батюшка согласился приютить меня на недельку, так, что где-то в понедельник я двину в Замын-Ууд и надеюсь, что в Эрляни я смогу сделать китайскую визу. Ну, а если нет - значит, нет, значит, поеду в Новосибирск, Казахстан и на сход в Ходженте. Погоду, пока, вроде обещают хорошую. Надеюсь, еще что-то заработаю. В-общем, как-то так.
Да, в пятницу схожу таки в китайское консульство. Ничего особо от этого похода не жду, но чем черт не шутит.