Оригинал взят у
rcross в
О заготовке льда в императорской России и почему его привозили из-за границыОригинал взят у
tiina в
О заготовке льда в императорской России и почему его привозили из-за границы Запасать лед на лето люди начали намного раньше, чем придумали холодильник.
Но не все знают что лед в Россию везли даже из-за границы. До 1917 года крупнейшим заготовителем прошлогоднего снега был поставщик двора Его Императорского Величества купец первой гильдии Аникий Сысоев. Его снегохранилища располагались под Москвой, Питером, в Самаре, Нижнем Новгороде и Рязани.
Для царственных персон и особо богатых клиентов Сысоев возил в специальных термовагонах лед со швейцарских Альп. Этот бешено дорогой заграничный лед использовался уже не для загрузки в погребе, а для добавления в напитки, а также в косметических и лечебных целях - для прикладывания к «ушибленным местам и ножным несовершенствам», (проще говоря, к прыщам).
Вот как описывают заготовку льда для ледников Д.А. Засосов и В.И. Пызин в своей книге «Из жизни Петербурга 1890-1910 годов (Записки очевидцев)»: «К весне на Неве и Невках добывали лед для набивки ледников. Лед нарезался большими параллелепипедами, называемыми "кабанами". Сначала вырезались длинные полосы льда продольными пилами с гирями под водой. Ширина этих полос была по длине "кабана". Затем от них пешнями откалывались "кабаны". Чтобы вытащить "кабан" из воды, лошадь с санями пятили к майне, дровни с удлиненными задними копыльями спускались в воду и подводились под "кабан". Лошади вытаскивали сани с "кабаном", зацепленным за задние копылья.
"Кабаны" ставились на лед на попа. Они красиво искрились и переливались на весеннем солнце всеми цветами радуги. Работа была опасная, можно было загубить лошадь, если она недостаточно сильна и глыба льда ее перетянет; мог потонуть в майне и человек, но надо было заработать деньги, и от желающих выполнять такую работу отбоя не было: платили хорошо. Майна ограждалась легкой изгородью, вечером вокруг майны зажигались фонари, чтобы предупреждать неосторожных пешеходов и возчиков.
Набивали ледники льдом особые артели. Эта работа была также опасна и требовала особой сноровки. "Кабаны" опускали вниз, в ледник, по доскам на веревках, а там рабочие принимали их и укладывали рядами. Бывали случаи, когда "кабан" срывался со скользкой веревки и калечил рабочих, стоящих внизу».
В Париже, имеется склад заготовленного снега, предназначенный для охлаждения Лувра, размерами - 40х30х15 м. Это сооружение самое старое из действующих - 1856 года постройки. Однако с появлением бытовых холодильников и промышленных рефрижераторов о снегозаготовках временно забыли.
О заготовке льда в императорской России и почему его привозили из-за границыОснова инфы © alfaed.ru