Замечательный материал по взаимодействию с детьми!

Oct 18, 2012 21:05

Оригинал взят у deti_chudo в "10 способов эффективного поведения с агрессивными детьми" - День 4




4 день и сегодня мы поговорим, как же помочь агрессивному ребенку.

Как мы выяснили, причин для агрессивного поведения может быть множество. Но чаще всего детки так поступают, потому что не знают, как можно сделать иначе. Эмоциональный мир чрезмерно агрессивных детей очень скуден, поэтому нужно учить детей справляться с собственным гневом, распознавать свои эмоции и искать более мирные пути решения конфликта.

На первом этапе нужно научить ребенка распознавать свои негативные эмоции. В обществе не принято выражать свой гнев открыто, поэтому при каждом агрессивном выпаде ребенка, родители стараются немедленно прекратить такое поведение. Уже с рождения мы сами внушаем детям, что проявление гнева и агрессии - это что-то плохое и непозволительное. С самого первого дня мы учим своих детей подавлять неудобные для нас эмоции. «Замолчи! Немедленно прекрати! Успокойся! Что опять кричишь?!» Но негативные эмоции накапливаются в нас день ото дня, и в конечном итоге они обязательно найдут свой выход в виде истерик, криков, драк или соматических заболеваний.



От гнева просто необходимо избавляться, но делать это нужно правильно. Например, с помощью творчества. Когда ребенка кто-то обидел, то можно нарисовать или слепить обидчика. Затем можно подписать рисунок. Ребенок постарше может сделать подписи сам, а ребенок помладше, может продиктовать свои мысли маме. В этом случае все действия должны проводиться один на один, без обидчика, а любые фразы и выражения, которые ребенок выскажет или напишет, не должны вызывать негативных эмоциональных  реакций со стороны родителей. Этот способ очень хорош для детей, которые склонны к проявлению вербальной агрессии.

Еще несколько игр, которые помогут ребенку выговориться  - это «Обзывалки» и «Мешочек для криков».

Деткам старшего дошкольного возраста и школьникам можно предложить «листок гнева». На этом листе может быть нарисован выдуманный персонаж, либо непосредственно обидчик. Листок гнева можно разорвать, смять, растоптать и выбросить.

Когда ребенок говорит, что хочет кого-то побить, зарезать, поджечь, сделать плохо и т.д. нельзя от него отмахиваться. Если такие высказывания не редкость, Вам стоит поддержать разговор. Пусть ребенок расскажет Вам как можно больше деталей: кому он хочет нанести вред, как он это будет делать, почему он хочет навредить кому-то и т.д. Можно даже не просто выслушать ребенка, а предложить ему нарисовать данную ситуацию, или вылепить из глины и пластилина. Во-первых, пока ребенок будет рисовать/описывать детали, он уже освободится от части негативной энергии, во-вторых, Вы будете знать истинные причины, в-третьих, какими бы ужасными Вам ни казались слова или рисунки, ни в коем случае нельзя в чем-то обвинять ребенка. После таких занятий уровень агрессивности должен пойти на спад.

Если ребенок склонен  пускать в ход кулаки, то здесь поможет организация соревнований по бегу, прыжкам, киданию мячей и т.д. Физическая агрессия хорошо снимается спортивными видами деятельности, поэтому под рукой всегда должны быть мячики, которыми нужно попадать по мишени, подушки, которые можно поколотить, попинать или даже устроить подушками бои; игрушечные молоточки, чтобы постучать/поколотить и при этом не нанести вред окружающим, игрушечное оружие. Помимо эмоциональной разрядки тут еще снимется и мышечное напряжение.

Некоторые родители против того, чтобы их дети играли в войнушки с пистолетами, ружьями, палками и т.д. Им кажется, что играя в такие игры, дети проявляют излишнюю агрессивность и жестокость, а также боятся, что такое поведение закрепится надолго и будет присутствовать во взрослой жизни. На самом же деле, такие игры не представляют никакой опасности для психики ребенка, а наоборот помогают ему избавиться от лишней энергии и переполняющих его чувств. Даже, если родители вообще исключат из жизни ребенка игрушечное оружие, то на их место придут линейки, палки, клюшки, ракетки и т.д. Игры на военную тему у детей переходят из века в век, в них всегда играли, играют и будут играть. А настойчивое и открытое противостояние родителей лишь усилит интерес к подобного рода играм. Если Вы все-таки считаете, что Вам ребенок слишком уж увлекается играми-войнушками, то время от времени можно предложить ребенку альтернативу: игры с песком, водой и глиной. Такие игры тоже хорошо снимают мышечное напряжение. Из глины можно слепить обидчика, а затем расцарапать его, разбить или расплющить. После того, как весь гнев будет преодолен, ребенок может снова восстановить фигурку обидчика, на которого уже не держит зла. Именно «смерть» и «воскресение» привлекают детей больше всего.

Игры с песком тоже очень любят детки, и они хороши для снятия физической агрессии. Маленькие фигурки (например, из яиц «киндер») обидчика можно закапывать, прыгать на этом месте, поливать водой, закрывать ведрами, палками и т.д. Процесс закапывания/раскапывания, игра с сыпучим песком снимает напряжение, и мир снова становится лучше.

Бассейны с водой, купание в ванной или в море - это находка для родителей и воспитателей. Вода, безусловно, оказывает положительное и успокаивающее влияние на детей. Можно не просто купаться, но и играть. Вот несколько игр:

1.      Шариком сбивать предметы, плавающие в воде

2.      Топить легкие пластмассовые игрушки, которые потом всплывают

3.      Дуть на кораблик

4.      Струей воды сбивать игрушки.

Второй этап работы с детской агрессивностью - обучение навыкам распознавания своих негативных эмоций. Агрессивные дети чаще всего и сами не понимают, что они ведут себя плохо. Более того, они сами думают, что все вокруг них настроены агрессивно. Чтобы тренировать данный навык лучше всего на стену повесить рожицы, на которых изображены различные эмоции. Каждый день можно подводить ребенка к этим рисунками и предлагать выбрать свое настроение. Во-первых, ребенок больше узнает об эмоциях и настроении, постепенно научится определять свой гнев, во-вторых, ему будет очень приятно, что Вы обращаете внимание на него и интересуетесь его настроением. Когда ребенок уже сам научится определять свое эмоциональное состояние, то можно предложить обратную игру, и самим давать названия эмоциональных состояний человечков, изображенных на плакате.

Если ребенок уже сносно рисует, то вполне можно предложить ему не просто рассматривать готовые рисунки, но и самому нарисовать свое настроение. Самый примитивный вариант - рисование солнышка, как хорошее настроение и тучки, как плохого. Можно просто нарисовать рожицы, а эмоцию дорисует ребенок.

Отличная игра для распознавания эмоций - изображение их перед зеркалом. Это очень весело и, безусловно, полезно. Причем, изобразив, например, злость, можно попросить ребенка описать, что он чувствует. Ответ может быть следующим: «Кулаки сжимаются, в горле щекотно, хочется кричать» и т.д. Научить ребенка распознавать свое настроение и сигналы своего тела можно лишь при регулярных занятиях. Так что если беретесь за это дело - обязательно доводите до конца.

Есть еще одна отличная игра, в которую полезно играть, когда ребенок или кто-то из детей обижен, сердит, расстроен. Игра называется «Камушек в ботинке» подходит для детей с 5-6 лет. Игра проходит она в 2 этапа.

1 этап: для начала у ребенка спрашивают: «случалось ли так, что тебе попадал в ботинок камешек?» В большинстве случаев, ребенок скажет да. Затем нужно попросить его описать, что происходило, когда камушек попадал в ботинок. Было ли ему удобно ходить или бегать? Испытывал ли он боль? Затем нужно подвести к тому, что в конце концов камушек приходилось вытаскивать из ботинка, чтобы он больше не мешал.

2 этап: Затем мы объясняем, что когда мы сердимся, или испытываем злость, то это похоже на камушек в ботинке. И если мы сразу его вытащим, то больно уже не будет. Поэтому, когда мы чувствуем раздражение и злость, то об этом нужно сообщить. Далее нужно договориться о том, что если кто-то злится, то нужно громко сказать: «У меня камушек в ботинке», тогда все поймут, что ребенку что-то мешает, и смогут обсудить неприятную ситуацию.

Эту игру можно проводить, как в группе ребят, так и внутри семьи. Эта игра учит ребенка проговаривать свои чувства, тем самым уже частично избавляясь, от напряжения.

Игры на распознавание эмоций нужно проводить каждый день.

Третий этап работы связан с формированием способности сочувствовать, сопереживать, доверять.

Агрессивные детки очень часто не могут чувствовать состояние других людей, их не волнуют переживания окружающих, но если научить ребенка сочувствовать и понимать чувства других людей, то агрессия пойдет на спад. Поэтому очень важно учить ребенка сопереживать, но только после того, как он пройдет второй этап и сможет определять свои собственные чувства.

Лучше всего здесь подойдут ролевые игры, где ребенок может поставить себя на место другого. Можно взять пару игрушек и разыграть похожую сценку. Например, как львенок и тигренок сначала играли вместе, а потом подрались. С помощью ролевых игр ребенок научится решать конфликтные и сложные для него ситуации. Например, что делать, если забрали игрушку, что делать, если друг обзывается, как поступить, если тебя толкнули и т.д.

Пока ребенок мал, театр может показывать мама, когда ребенок уже подрос, то можно разыгрывать его вместе. Отличный вариант помимо домашнего театра и ролевых игр - чтение сказок. После прочтения, можно и нужно обсуждать сюжет с ребенком. И ненавязчиво подводить его к тому, что быть злым и агрессивным плохо, т.к. зло всегда проигрывает.

Три этапа, которые Вы будете проходить вместе с ребенком, обязательно дадут положительные результаты.

Несколько слов об аутоагрессии. Психологи определили некоторые особенности личности ребенка, который склонен к проявлению аутоагрессии.
  1. Негативные эмоции преобладают чаще, чем позитивные. Ребенок очень легко и быстро расстраивается, часто  плачет казалось бы без причины и редко находится в хорошем настроении
  2. Ребенок недооценивает важность, способности и возможности собственного тела.
  3. У него недостаточно развита коммуникабельность, он застенчив и стеснителен.
  4. С другой стороны он очень сильно уважает других людей и принимает их мнения и ценности.

Когда Вы хотите помочь ребенку избавиться от аутоагрессии,  то нужно стремиться понять его чувства, которые побуждают причинять себе вред, а не просто лишить его возможности бить себя.

Аутоагрессия у детей от рождения и до 3 лет.

В этом возрасте дети наносят себе повреждения не потому, что они так хотят, это происходит непроизвольно и в том случае, если взрослые РЕЗКО пресекают его агрессию к другим людям, в т.ч. и к себе. Чаще всего происходит такая ситуация. Ребенок, разозлившись, может укусить/ударить/пнуть маму. Мама от боли и от возмущения либо строго/криком спросит: «Это что еще такое?!», либо от нее последует отпор в виде шлепка. После таких маминых действий ребенок начинает кусать/бить себя. Это происходит от того, что ребенку очень сложно переключиться на другое действие. Что делать?

1. Не ждите, пока ребенок сам успокоится. Он нуждается в Вашей помощи. Здесь можно использовать юмор: «Надо же, ты хочешь попробовать кусочек ручки? Ты, видимо, очень вкусный». Дайте малышу возможность научиться у Вас позитивному решению проблем.

2. Не стоит слишком бурно защищать обиженного ребенка, и сами старайтесь держать эмоции под контролем. Т.к. слишком бурная реакция не заставит ребенка посочувствовать, он решит, что и мама тоже настроена против него. Вместо этого предложите устроить какие-нибудь соревнования. Например, если что-то не поделили, то конфету получит тот, кто быстрее уступит игрушку «противнику».

3. Помогите перевести аутоагрессию в безопасное русло. Для этого подойдут активные, подвижные игры, рисование, лепка и т.д.

4. Как только малыш станет биться головой, кусать себя или бить, крепко обнимите его, погладьте, поцелуйте, аккуратно удерживайте до тех пор, пока он гнев не пойдет на спад. Любовь и нежность действуют на ребенка успокоительно, а на физиологическом уровне в этом время в мозге начинает выделяться серотонин, который ослабляет действие адреналина.

Аутоагрессия у детей от 4  до 6 лет.

Дошкольники очень внимательны и чутки к настроению окружающие и уж тем более к настроению родителей. И им свойственно копировать и подражать поведению самых близких людей. Кроме того, они всегда стараются установить причинно-следственные связи, а высокая эгоцентричность способствует тому, что детки частенько приписывают себе вину за те или иные происшествия.

Например, если у Вас что-то не ладится на работе или с мужем, то Вы концентрируетесь на проблеме, при этом в общении с ребенком формальны и отвлечены. Видя такую реакцию, ребенок может подумать, что Вы ведете себя так, потому что он плохо себя ведет. Многие дети прибегают к самонаказанию себя за мнимые или реальные провинности.

Еще одна причина для проявления аутоагрессии у дошкольников - это любопытство и исследовательский интерес. Он хочет узнать, а что будет, если расковырять  эту ранку? В этом возрасте очень важно учить детей бережно относиться к своему телу. Что делать с аутоагрессией в этом возрасте?

1.      Чаще хвалите ребенка, поддерживайте его. Даже если он не прав помогите ему реабилитироваться, собраться с силами и попросить прощения.

2.      Выражайте свое беспокойство по поводу ран и царапин. Подчеркивайте, что Вы любите его, у него красивое тело, и Вы переживаете, когда он испытывает боль, имеет ссадины и синяки.

3.      Говорите о причинах Вашего поведения, Вашего испуга, раздражения и недовольства. Делайте это через «Я сообщение» о котором, мы говорили вчера. Глядя на Вас ребенок сам научится проговаривать собственные чувства и не будет бояться делиться ими.

4.      Если Вы сами совершили ошибку и жалеете об этом, в присутствии ребенка не нужно заниматься самобичеванием, т.к. это опять же будет для него примером самонаказания.

5.      В дошкольном возрасте у ребенка усиливается тяга к знаниям, причем его интересует теория, поэтому полезно будет приобрести наборы или атласы по анатомии, чтобы он мог удовлетворить свой интерес к устройству человеческого тела.

Вот еще 10 эффективных способов поведения с агрессивными детьми:

1.Безусловная любовь. Самое главное и важное правило. Любите своих детей такими, какие они есть. Чаще обнимайтесь (не менее 4-8 раз в день) - ребенку любого возраста это жизненно необходимо, искренне говорите, как сильно Вы любите свое чадо. Обязательно выделяйте время ЕЖЕДНЕВНО, чтобы побыть с ребенком: поговорить, поиграть, обсудить прошедший день и т.д. Оценивать нужно только ПОВЕДЕНИЕ ребенка, но не его личность.

2.Контролируйте собственное поведение. Никаких обвинений в адрес своего чада, споры и конфликты внутри семьи должны решаться без его присутствия. Свое раздражение и гнев выражайте в стиле «Я-сообщение». «Мне обидно, когда я слышу плохие слова», «Мне не нравится, что в комнате такой беспорядок», «Я очень огорчаюсь, когда Вы с сестрой деретесь» и т.д.

3.Не нужно подавлять «хорошую» агрессивность. Ребенок должен уметь защищать себя и адаптироваться к окружающему миру. С помощью игр, сказок, спортивных секций, «борьбой» и возней можно научить ребенка избавляться от негативных эмоций.

4.Признавайте его чувства. «Я понимаю, что ты расстроен», «Я вижу, что ты разозлился» и т.д.

5.Уважайте личность в своем ребенке. Нельзя наказывать его в присутствии других людей. Выяснения отношений и разбор полетов нужно устраивать в уединенном месте. Ребенок должен нести ответственность за свои поступки.

6.Покажите ему, что агрессивное поведение дает лишь временный эффект: «Сегодня ты ударил Мишу, и теперь он не будет с тобой играть». Добро в глазах ребенка всегда должно побеждать зло.

7.Установите правила поведения в семье. Предоставьте ребенку максимальную свободу действий в соответствии с его возрастом, введите правила и ограничения, которых должно быть не много, но нарушать которые нельзя. Все члены семьи должны придерживаться данных правил. В виде наказания всегда лишайте ребенка чего-то приятного, а не подавляйте агрессию криком, шлепками и т.д. Таким образом Вы лишите ребенка чего-то ценного, но не унизите его и не оскорбите.

8.Хвалите ребенка за каждый успех. «Я очень рада, что ты смог сдержаться, хотя и был разозлен» и т.д.

9.Воспитывайте сказкой. Читайте сказки, придумывайте их сами, делайте комиксы.

10.Организуйте пространство для выхода энергии. Подвижные игры, прогулки на свежем воздухе, спортивные секции, «злая подушка» и т.д.

Домашнее задание:

1.      Начните применять с ребенком игры, которые помогают избавиться от гнева и снимают напряжение.

2.      С помощью таблицы эмоций, учите ребенка определять свое состояние. Пусть каждый день он показывает, рисует, рассказывает о своем настроении.

3.      Следуйте 10 принципам для преодоления чрезмерной агрессивности.

Завтра мы немного поговорим о том, как справиться со своими собственными чувствами по отношению к детям.

Также я дам Вам «Шпаргалку для родителей» по работе с агрессивными детками.

И каждого участника ждут полезные и приятные бонусы.

До встречи!

детское, идеи, информация, для совершенствования

Previous post Next post
Up