Мне, как человеку, защитившему диплом об английской драме 1950-1960-х гг., которая произвела «революцию» на английской сцене, очень любопытно и интересно наблюдать за современной российской драмой. Немного расскажу о той английской драме, которая оставила свой след в английском театре:
В 1950-е гг. на подмостки английской сцены и приходит группа яростных, беспокойных, бунтующих драматургов, принося с собой тревоги, сомнения, недовольство, свои мечты и надежды. Они все испытывали неприятие к буржуазному миру, которой поработил всех, а они не хотели быть «как все», быть марионетками в чьих-то руках. Молодые драматурги не могли смириться с мещанским образом мышления, лишенным полета фантазии. Уважение к человеку - вот с этим лозунгом вышли на подмостки английских театров драматурги, начинавшие писать во второй половине 1950- х гг.
Большинство зрителей и критиков увидели в произведениях «рассерженных» отражение реальной жизни, разговор на волнующие их темы. Со стороны критиков были разные оценки: кто-то возмущался, а кто-то выражал непомерное восхищение, но новизну и значимость пьесы признавали все. «Она показывает послевоенную молодежь такой, какова она в действительности», - писал театральный критик Кеннет Тайнан.
Едва были поставлены в середине 1950-х годов первые пьесы молодых драматургов, как за ними сразу же закрепились следующие определения: «взрыв», «восстание», «революция». Однообразие и застойное существование британской сцены первого десятилетия страны было нарушено. В драматургию пришло много новобранцев, которые имели слабое понятие о правилах театрального искусства. Они вели себя дерзко, шумно, грубо, как будто пытались что-то захватить, поскольку считали себя людьми, способными полностью изменить суть современного театра.
В основном в драматургию пришли авторы, которым не было еще и тридцати. Их детство прошло во время Второй мировой войны. А мировоззрение сформировалось на рубеже 40-х - 50-х годов. Джон Осборн родился в 1929 г., Арнольд Уэскер - в 1932 г., Джон Арден - в 1930 г. Шейле Дилени было семнадцать лет, когда она написала свою первую пьесу «Вкус меда», в двадцать два она уже была известна во всем мире. Несколько старше других был Брендэн Биэн, он родился в 1923 г.
У представителей драмы «рассерженных» практически не было никакой литературной подготовки, они не учились в университетах, не получили филологического образования. Шейла Дилени даже не окончила среднюю школу. Арнольд Уэскер был сыном мелкого торговца, до того, как стать писателем, работал поваром. Брендэн Биэн провел несколько лет в тюрьме, осужденный за участие в деятельности ирландской подпольной политической организации. Лишь Джон Арден имел университетское образование по специальности архитектора.
Новые авторы шокировали людей театра и критиков отсутствием высшего образования и отнюдь не аристократическим происхождением, но в незнании театрального искусства их трудно было упрекнуть. Например, Осборн, Экстон, Пинтер до того, как начать писать пьесы, прошли актерскую школу. Оуэн работал в мюзик-холле. Они пришли в театр, уже научившись многому на подмостках английской сцены, зная современное театральное искусство изнутри.
Новые пьесы нового стиля появлялись одна за другой. В 1956 г. «выстрелил» Осборн пьесой «Оглянись во гневе», затем появился «Смертник» Биэна. В 1958 г. были поставлены пьесы Дилени «Вкус меда» и Биэна «Заложник». 1959 г. принес огромный успех Уэскеру «Кухня». Любители театра едва успевали следить за новинками, новые драматические произведения появлялись на радио и телевидении, их играли в Лондоне, Ковентри, Оксфорде.
Молодую английскую драматургию назвали «драматургией кухонных раковин» (по названию пьесы Уэскера «Кухня»), также за ней очень быстро закрепили определение «натуралистическая драма протеста». Здесь было все: и грязные кухонные раковины, и казармы, и самая отвратительная квартира во всем Лондоне. Но такими определениями «награждались» только вначале, вскоре появились критики, несогласные с подобными высказываниями. Стало понятно, что резко заявившая о себе, гневающаяся, протестующая социальная драма не является полностью натуралистической и шире, чем бытовая. На подмостки английского театра пришел новый герой, на это указывало и пространство действия (тюрьмы, рынки, кондитерские лавки, казармы, публичные дома), и сами персонажи. Это были не только бродяги, преступники и прочие сомнительные личности, но также представители английского рабочего класса, мелкие фермеры. Герои говорят здесь на областных диалектах, на языке своих профессий. Авторы стремились показать в своих пьесах естественное течение жизни всех социальных слоев.
С недавних пор в Москве появилось несколько неклассических театров. В среду я побывала в одном из таких: театр «Практика» с постановкой пьесы «Жизнь удалась».
Спектакль о четырех молодых людях: о двух девушках и двух парнях; социально-бытовая драма о современной молодежи. Я бы сказала о потерянном поколении 1990-гг. Эти мальчики и девочки умеют любить, но не умеют правильно ее выражать. У них печальная любовь вперемешку с алкоголем, копченной колбасой, минералкой и матом. Они необразованные, но верят, что в жизни у них все будет хорошо. Им нравится спать друг с другом, изменять, бить морду из-за ревности к брату, кажется, что для них нет ничего святого. Когда смотришь спектакль, то хочется смеяться и плакать одновременно. Смеяться над их глупостью, никчемностью, недалекостью; а плакать, потому что грустно от того, что люди доводят себя до такого состояния. Но главное, что им комфортно в этом состоянии.
Английские драматурги тоже писали пьесы о потерянном послевоенном поколении, но для той молодежи существовали какие-то идеалы. Они ненавидели свою жизнь и хотели ее изменить, правда, мало что-то делали для этого. Наша же современная молодежь довольствуется своей паршивой жизни. Их все устраивает. Они имеют право на свое существование, но лично мне противны такие люди. Они сами себя губят. Я каждый день наблюдаю в Москве подобные сцены из спектакля.
Почти весь спектакль герои разговаривают матом, т.к. по-другому они не умеют. «Опасный подарок языка, с которым и просто, и удобно: вложил его героям в уста - вот тебе и правда жизни. Но это видимая простота, кажущаяся и коварная. Если искусство начинает палить в лоб правдой, то это уже не правда, а беспомощные попытки добиться естественности путями, далекими от искусства. Искусство на то и искусство, чтобы доносить мысли и чувства иносказательно», - так пишет журналистка «Независимой газеты» о современном искусстве.
Просто хочется понять, почему сейчас нельзя поднимать темы бытовухи не так грязно и мерзко? Это же театр. Неужели режиссеры, драматурги думают, что в показухи своего грязного нижнего белья заключается искусство?
Английские драматурги хоть и демонстрировали грустную реальность, но они не выносили грязь на сцену театра. Практически все современные молодые российские драматурги и писатели имеют высшее образование, но я считаю, чтобы создавать такие пьесы образования особо-то и не нужно. Я хочу в театре видеть прекрасное, пусть даже это прекрасное будет грустным.
И тут не идет речь о коммерческой выгоде.