4 пары мышей в возрасте 48 дней были помещены в загон. 2,57 на 2,57 метра, 1,37 метра в высоту. 256 ящиков-гнезд, в каждом из которых могло бы пребывать по 15 мышей. Неограниченная подача воды, еды, регулярная уборка, полная безопасность и отсутствие даже намеков на хищников, предупреждение проникновения инфекций, присмотр ветврача... Не испытывая дискомфорта, в загоне могли бы существовать 9 500 мышей.
И восьмерка избранных начала размножаться. Не сразу. Через 104 дня. Популяция удваивалась каждые 55 дней. Так прошло еще 7 месяцев. Мышиная колония расплодилась примерно до 2200 особей. Тут-то прирост и замедлился. Теперь популяция удваивалась лишь каждые 145 дней.
Когда в загоне появилось больше 600 грызунов, они начали выстраивать иерархию внутри коллектива. Распределение социальных ролей, как и последующие изменения, скорее всего, были связаны с уменьшением жизненного пространства и увеличением продолжительности жизни.
И все, казалось бы, было отлажено. Все роли в социуме распределены... Жить бы и радоваться. Как вдруг появляются "отверженные". В основном это были молодые мыши. Сородичи вытесняли их в центр коробки и срывали на них свою злость. Мышиных изгоев можно было определить по искусанным хвостам, выдранным клочкам шерсти и следам запекшейся крови. Молодые самцы выглядели подавленными. Если и нападали на кого, то на таких же "отверженных", как они сами.
Они перестали защищать своих самок. Самки были вынуждены сами защищаться от нападок соседей, стали тревожными, нервными, агрессивными. Срывались даже на собственных детей, могли загрызть. После чего переселялись в дальние гнезда и отказывались от дальнейшего размножения.
В мышиной среде начало развиваться аутичное поведение.
Через 560 дней от начала эксперимента в противовес "отверженным" появились "красивые". Это самцы-одиночки. Они тоже отгородились от общества и отказались спариваться. Избегали любых конфликтов. Зато слишком часто чистили свою шкурку.
Через некоторое время самцов и самок-одиночек стало больше, чем мышей, создающих семьи. Детская смертность достигла необъяснимо высокого уровня, а рождаемость катастрофически снизилась. Деградация теперь замечалась во всем. Наблюдались случаи гомосексуализма, каннибализма (хотя еды-то было достаточно!)
Несколько молодых самок и самцов-одиночек поместили в отдельное общее пространство (как в начале эксперимента), но и там они не создали семей.
Опыт был прекращен, когда в живых осталось 122 мыши (22 самца и 100 самок), но все они были уже вне репродуктивного возраста.
Упомянутый эксперимент проводился в 1968-72 гг., его назвали "Вселенная-25", потому что это была 25-я по счету попытка американского ученого Джона Кэлхуна построить "рай для грызунов". Она получилась самой грандиозной, произвела фурор. Предшествующие, к слову, также заканчивались крахом.
Применив аналогию с человечеством и углядев в итогах признаки апокалипсиса, в 1973-м году Кэлхуна пригласил для беседы Папа Римский Павел VI.
"Поведенческой клоакой" назвал "мышиный рай" его основатель. По результатам эксперимента он сформулировал теорию "смерти в квадрате" или "двойной смерти". Первая - "смерть духа", она наступает, когда молодые поколения перестают находить свое место в социуме. Приметы этого этапа: ярко выраженный, открытый конфликт "отцов и детей", склонность к немотивированной агрессии, бегство от напряжения, крайняя примитивизация поведения. После "смерти духа" "физическая смерть " - лишь дело времени, причем, незначительного.
В 2017 году Джону Кэлхуну исполнилось бы 100 лет. Ровесник революции. И, конечно, под одной из угроз для цивилизации он и его современники имели в виду, распространившийся в то время на планете социализм, обещавший привести к коммунизму, когда распределение благ будет производиться "каждому по потребностям".
Призрак коммунизма растворился, но угроза гибели через деградацию никуда не делась.
Можно гадать, что стало причиной мышиного апокалипсиса, потребительская пресыщенность или замкнутость пространства и перенаселение. А может быть, и то, и другое вместе. Одно не вызывает сомнения. То, как жили грызуны на последней стадии существования "Вселенной-25", очень сильно напоминает нашу с вами сегодняшнюю урбанизированную жизнь.
Однако Кэлхун признавался, что переход на параллели с человечеством не совсем корректен. Люди - более высокоорганизованная модель, которой нужна пища не только телесная. И опыт перенаселенных стран показывает, что на рождаемость это не влияет... Кэлхун не знал, что скоро грядет эпоха Интернета...
Этот наш маленький светящийся экран, вмещающий в себя весь мир, доступный всем, выдающий информацию в избытке... Потребляй, сколько сможешь...
Сейчас про эксперимент "Вселенная-25" заговорили с новой силой. По просторам Инета рассказ о нем бродит как страшилка. Я наткнулась случайно, в процессе борьбы с набежавшими с полей мышами изучала информацию об их повадках...
Да, и посмотрела потом еще... наша ДНК совпадает с мышиной на 98 %.
В чем вам видится спасение человечества? Если, конечно, оно возможно...