"Однажды к нам зашел Митрофан Матвеевич - первый председатель образованного после революции колхоза. К концу тридцатых у него уже плохо ходили ноги. Поэтому перед войной его освободили от председательства из уважения к возрасту и по состоянию здоровья.
- Пришел к тебе, Полина Антоновна, с огромной просьбой, - начал он с порога. - Ты же знаешь, перемещаюсь плохо, а больше не знаю, кому доверить... Надо передать записку нашим людям в лесу. Отнеси, как стемнеет, на расчистки к дубу. Там будут ждать.
Мама знала, раз Матвеевич пришел с просьбой, значит, записка нужная, - надо отнести. У дуба ее встретил совсем молоденький паренек. Ноябрь, а паренек в одной гимнастерке. Руки так околели, что даже "грамотку" выронил.
- Сынок, ты же простудишься!
Договорились, что на другой день в то же время она принесет к дубу что-нибудь из одежды. И хлопец, отдав записку, уже другую, для Матвеевича, скрылся в кустарнике.
Собрала, что могла: отцовские фуфайку, шапку, варежки, носки... Передавая у дуба узел подметила:
- Фуфайка тебе будет великовата, зато теплая.
Парень был очень рад:
- У нас все сгодится! Не мне, так другому. Многие ребята болеют, им теплая одежда нужнее. А я могу потерпеть. Днем не так холодно, вот по ночам совсем замерзаем... Нам бы одеяло...
- Принесу. Через два дня. Ладно?
Мать поняла, надо собрать как можно больше вещей. Поэтому с утра пошла по знакомым и как бы между прочим заводила разговор, мол, сын (8 лет) очень вытянулся за лето... Вот так, у кого валенки, у кого шубку... За ночь и в свободное время днем вязала без устали носки... Насобирала два больших узла, плюс обещанное одеяло. К дубу ходила два раза, все вместе унести не могла.
Ну и, понятно, проторенная тропка... Стали ее отправлять с записками раз за разом, все чаще и чаще. И уже не Митрофана Матвеевича, а ее саму расспрашивали. Где кто из немцев расположился, где они хранят боеприпасы? Когда прибудет пополнение оккупантов? Продовольствия? Собираются ли угонять скот? Нельзя ли заполучить карту передвижения фашистских войск?
Матвеевич приносил муку, мама пекла хлеб.
Вскоре группу засевших в лесу солдат переформировали в партизанский отряд и поставили на государственное обеспечение. А когда погнали оккупантов назад, пришлось носить сведения уже из одного отряда в другой (из отряда А.П. Овчинникова в отряд П.А. Фадеева). Много раз натыкалась на фашистов. Приходилось прятаться и в речке, и в болоте.
Однажды повстречала целую колонну мотоциклистов. Залезла по горло в воду, к счастью, не везде лед стоял. Голову спрятала за ствол дерева. И так случилось, что один мотоцикл сломался. Ждала, пока починят..."
- эти строчки из дневника моей мамы.
Вот здесь можно посмотреть начало военных воспоминаний и фотографию.