Продолжение-2.
Начало здесь. В конце января 1942-го отца выписали из госпиталя в запасной полк. Отец убыл в г. Москва на распределение. В то время там, в Москве учился его старший сын и мой брат Коля. Он учился на помощника кочегара паровоза. И желанием отца было увидеть сына. А сыну было 12 лет…
Отец по приезду в Москву сразу отправился в училище, где учился сын. Но там ему сказали, что Коля 4 дня назад убежал на фронт и находится сейчас в розыске. То, что отец был расстроен, - значит не сказать ничего! Он вышел из здания управления училища и бесцельно побрел по улицам Москвы. По пути ему попалась какое-то питейное заведение, где продавали спиртное…
Выпил, наверное, несколько рюмок, но сразу захмелел (от переживаний и недоедания). В нескольких кварталах от забегаловки, его задержал патруль. Гауптвахта. Разборки. Но через несколько дней его выпустили. И, главное! Нашелся Коля! Колю поймали по пути к фронту в одном из товарных вагонов. Объяснения с Колей оставляю за кадром.…
Отец и брат, Николай. Москва.1942г.
Зима 42-го - вспоминалась отцом несколькими эпизодами.
Быт. Окопы рыли в полный профиль, т.е. - глубиной в 2м. Ниши для стрелков и пулеметчиков были выше, чтобы обеспечить обстрел. Но из окопа не высунешься! Тут же немецкий снайпер положит! Землянки делали на бугорках и возвышениях, потому что окопы были в глиноземе выкопаны, и их постоянно наполняла вода, которая, то замерзала, то таяла. Самым худшим было первым выходить из теплой землянки и идти по пояс или по колено в ледяной воде, проламывая при этом намерзший за ночь лед.
… Но жили! И воевали!
Во время одного из боев, немцы захватили орудие из батареи отца. Командир вызвал к себе всех офицеров батареи, тут же арестовал командира батареи (судьба его неизвестна, но предсказуемая), и сказал, что если не вернут орудие к утру, всех отдаст под трибунал.
Их было четверо. Ночью поползли через передний край, нашли орудие. Оно было недалеко от первой траншеи немцев, у блиндажа. «Сняли» часового. Но как тащить орудие? Те, кто в блиндаже, орали и пели песни…. Видно справляли какой-то праздник. Когда заглянули через амбразуру в блиндаж, увидели офицерское застолье, и, почему-то наряженную елочку, которая стояла на железной бочке. Странно…. Это было где-то уже в феврале…. Но тогда думать об этом, не было времени. Связали несколько гранат и кинули в амбразуру! Взрыв был очень сильный! Видимо в почке было горючее…. Воспользовавшись паникой, ребята укатили орудие в свое расположение. Командир, узнав о происшедшем, только сказал: «Трибунал отменяется!»… А то, что уничтожили немецких офицеров в блиндаже, за заслуги не посчиталось…
Это были просто будни войны.
А еще и наступали!.. Все населенные пункты на пути наших войск, по рассказу отца, представляли выжженную землю. На месте деревень торчали только печные трубы, и трудно было найти уцелевший дом, чтобы согреться. Однажды в одной из деревень все-таки нашли такую избушку. В ней жила старая бабушка и двое ее внуков (родители, неизвестно где). В дом на ночевку набилось куча народу. Спали, где кто смог разместиться… Ночь. Все спят. И вдруг… Крик - НЕМЦЫ!.. Переполох! Все вскочили!.. Оказалось, один из бойцов ночью полез в печь, в надежде что-нибудь съесть. Открыл печь и достал оттуда… немецкий сапог!..
Потом из печи достали много сапог, и немецких и наших. Бабка собирала их с трупов на поле боя и готовила к продаже для обмена на еду. Такое было время. Бабку тут же забрали особисты. Мародерство.
Еще он рассказал случай. В основном, тогда в 41-м - 42-м годах пушки таскали волоком расчетами (4-5 человек на орудие), и это по снегу, грязи и бездорожью. Позже, когда я сам учился в артиллерийском училище, наш начальник училища генерал-майор Боков Б.Ф. (тоже фронтовик!), приказывал нам таскать орудия руками на стрельбах. Это были не «сорокопятки», а 76-мм и 122-мм орудия. Они, конечно, гораздо тяжелее, чем те орудия, которые приходилось тащить на себе бойцам во время войны, но и мы, курсанты, были гораздо здоровее, и физически подготовлены. А каково было тем, которые таскали эти орудия днями и ночами в ту войну?…
Как-то батарее, в которой воевал отец, придали машины для перевозки орудий. Поехали. Вдруг в пути, - налет немецкой артиллерии. Пристреливаются по колонне машин. Отец ехал в 1-й машине. Водитель, увидев близкий разрыв снаряда, бросил руль и уткнулся головой под приборную доску. Колонна стала!.. Только под дулом пистолета водитель пришел в себя и поехал дальше. Еще бы немного и батарею вместе с машинами накрыло…. Тогда отец пожалел, что не умеет водить машину…
В августе 42-го опять ранение. Но легкое! Во время боя немцы прорвались в линии обороны, ворвались и в расположение противотанковой батареи. Пришлось биться в рукопашную…. Фашист нацелил штык в живот отцу! Но он успел отскочить. Штыком полоснуло по брюху! Короткая схватка в ближнем бою! Враг, все-таки был уничтожен! С тех пор у отца на животе остался очень ровный, почти хирургический шрам. В медсанбате «пробоину» заштопали (благо внутренности были не задеты!), и через неделю отец опять был в строю.
У немцев за участие в рукопашной был специальный наградной знак. Нагрудный знак «За ближний бой» присуждается в знак признания храбрости солдата, который часто участвовал с оружием в руках в рукопашных схватках «человек против человека» соответственно своим обязанностям.(нем. «Mann gegen Mann») Этот знак давал им определенные привилегии, хотя фактически на получение штурмового знака мог рассчитывать любой проявивший себя пехотинец, проведший на передовой несколько недель. У нас таких знаков и привилегий не было! Было только одно право и обязанность, - уничтожить врага!
В середине 42-го года отца направили на артиллерийские курсы (где-то около Москвы, - точное место я не знаю). Такие курсы подготовки младших офицеров были в то время повсюду. Сроки подготовки в то время составляли от 2-х до 6-ти месяцев, в зависимости от обстановки на фронте.
ПРИКАЗ О СОЗДАНИИ ПРИ ШТАБАХ АРМИЙ И ДИВИЗИЯХ КУРСОВ ПО ПОДГОТОВКЕ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО КОМАНДНОГО СОСТАВА Уже через 2 месяца он был выпущен уже лейтенантом, командиром противотанкового взвода 45-мм противотанковых пушек, и направлен на фронт.
Нужно немного сказать об этом орудии… 45-мм противотанковая пушка. Вот она!
45-мм пушка
Знаменитая «сорокапятка». Про нее вы сможете прочитать и в интернете. А отец рассказывал, - чтобы подбить немецкий танк (гусеницу перебить, или боковую броню), нужно было подпустить этот танк на 60м…
Отмерьте это расстояние! И представьте себе, что на вас лезет стальная махина, да еще и стреляет в тебя!..
Тогда эти орудия, в основном, таскали на себе (т.е. силами расчета), а на дальние расстояния, - на конной тяге. Лошади на передовой ценились тогда не только как тяговая сила, но и как средство от вшей… Вшей у всех было много, - рассказывал отец, и чтобы как-то от них избавится, снимали с себя одежду, накидывали на лошадь и гоняли ее по кругу. Вши не выдерживали конского пота, и порой, после нескольких кругов, снег становился черным от падающих вредителей…
Прибыв на фронт, отец был определен в состав 230-го отдельного истребительно-противотанкового дивизиона 164 стрелковой дивизии (той самой, в которой он начинал воевать в 41-м). Это была уже дивизия второго формирования. Тогда она располагалась в районе г. Козельск. Но уже в конце июля 42-го дивизия эшелонами была переброшена в район Волоколамска (это примерно 230км). Сейчас, конечно, это не расстояние, но тогда, в условиях бомбежек и особенностей маршрута (вдоль лини фронта), - это было уже очень сложно. А 30-го июля они уже готовились прорывать оборону немцев. Это были бои под Ржевом…
В июне 43-го отец был награжден медалью «За отвагу».
Наградной лист к медали "За отвагу"
Обратила на себя внимание одна фраза из наградного листа, которая подчеркивает характер боевых действий в это время: «В оборонительных действиях май-июнь 1943 года…». Да! В это время войска Западного фронта в основном вели оборонительные или позиционные бои. Основные события были на юге и у Сталинграда. Но на Московском направлении были сосредоточены немалые силы для предотвращения нового наступления на Москву. Этот наградной я нашел в архивах
Министерства Обороны.
А в кармане отца чудом сохранился вот такой документ. Потом он хранился в нашем домашнем архиве…
Выписка из приказа.
Да! Это выписка из того самого приказа о награждении, которую носил мой отец по дорогам войны!...
Продолжение здесь.