И через долгие годы свет и благородство их душ доходит до меня и помогает жить
У моей бабушки был огромный книжный шкаф, я до сих пор помню корешки с восточными узорами «Сказок тысячи и одной ночи», разноцветную коллекцию «Библиотеки приключений», огромные желтые тома Большой детской энциклопедии. Я думаю, у многих были подобные домашние библиотеки. Но самой заветной была нижняя полка, которая была заставлена семейными фотоальбомами. Молодые бабушка с дедушкой, их сестры, детские фотографии мамы, дяди и их двоюродных сестер, множество незнакомых лиц - дальних родственников, сослуживцев, соседей по санаторию. Мои самые любимые - групповые снимки из командировок или путешествий, обязательно около какого-нибудь памятника или местной достопримечательности, по этим фотографиям мы с братом проходили квест «Найди среди толпы бабушку и деда».
Братья Владимир и Юрий Ценциперы решаются поделиться своей полкой со всем миром. Из семейного архива, который был в любой советской семье, они делают книгу. Книгу насквозь пропитанную духом того времени, книгу сделанную с огромной любовью. В ее основу легли воспоминания братьев, множество писем, дневники, документы из архивов НКВД, рассказы о большом количестве людей, окружавших семью Ценциперов. Казалось бы, чем может быть интересны рассказы о жизни обычной семьи. Да тем, что погружаясь в чтении, начинаешь вспоминать и свои семейные истории, проводить аналогии, вспоминать факты, появляется непреодолимое желание еще раз полистать свой семейный архив, пусть даже не такой масштабный, как у авторов книги, но все же. Авторы в одном из интервью сказали, что «сделали эту книгу прежде всего для себя, и лишь по завершении работы поняли, что это история не только наша. Это и есть ИСТОРИЯ. А время этой работы - время счастья». И они абсолютно правы.
Нельзя не отметить, что читать воспоминания Ценциперов очень легко, временами их рассказы похожи на приключенческий роман. История о годах террора и практически кинематографическая о жизни и смерти Артура Вальтера, родного отца Юрия. Или рассказ о первых днях войны, когда семья Ценциперов в этот летний день оказалась разбросана по всей стране, или выдержки из военных дневников Евгения Еремина, дяди авторов, а ведь за ведение дневников на фронте грозил расстрел. Трудные, но безумно интересные послевоенные годы, когда Михаил Ценципер , отец мальчиков, становится директором легендарной московской школы. Спокойная, но наполненная смыслом жизнь в 70-е и 80 -е годы. Хроника семейных поездок и приключений. И, конечно, истории потерь. Наверное, самая удивительная и непредсказуемая кончина отца Юрия и Владимира, поразившая меня своей непредсказуемостью.
Это рассказ о семье, в которой была традиция обмениваться письмами. Письмами отовсюду: из командировок, больниц и санаторий, из пионерских лагерей и студенческих отрядов. Некоторые письма герои хранили почти семьдесят лет. Вот так читаешь и задумываешься, а что останется после нас? Ироничные посты и статусы, видимо. Не зря у Фейсбука недавно появилась опция «Выбрать хранителя»
Братья Ценциперы сделали то, что может сделать любой из нас. На примере своей семьи рассказали историю почти всего XX века.