Вышел недавно спор с тоскующим по былым временам товарищем. Заявил товарищ, что в Союзе люди были свободны, а теперь рабы капиталистов. Вот, решил накатать в жежешечку то, что ответил ему.
Представим ситуацию:
Вас, и сотню других людей, привозят на ферму за высоким забором с колючей проволокой, селят в барак и предлагают работать, причем работу вы выбираете сами. Хотите - собирайте хлопок за миску супа в день. Хотите - пашите поле за две миски супа в день. Хотите - вас бесплатно обучат ремеслу, и будете, например, работать в кузнице за три миски супа в день. Мало того, если заболеете, вас еще и лечить будут бесплатно.
Работа совершенно добровольная и опачиваемая. Но! Вам нельзя покидать ферму. Попытаетесь бежать - расстрел.
Рабство ли это?
Имхо - да, еще какое.
Однако, среди рабов будут такие, кому это рабство будет по душе. Хозяин дает жилье, хозяин кормит супом, хозяин лечит, хозяин дает возможность выбора работы, хозяин даже дает желающим бесплатное образование! Да молиться надо на такого хозяина! Многие из рабов за пределами фермы и не смогли бы найти работу за миску супа в день, для них хозяин - щедрый кормилец. Но они не перестают от этого быть рабами за высоким забором с колючей проволокой.
Имхо, самое чудовищное, что было в Советском Союзе - это запрет на выезд. Именно это превращает людей в рабов, даже если эти рабы сыты и имеют крышу над головой.
И без этого коммунизм не может существовать вовсе. Если б из Союза отпускали всех желающих, этими желающими оказались бы инженеры и ученые, врачи, писатели и художники, просто талантливые и трудолюбивые люди, которые по ту сторону забора смогли бы устроиться лучше. А без этих людей страна не смогла бы выжить. Эти люди как воздух нужны стране, и их приходилось удерживать силой.
Ну а я лично мечтал бы вырваться бы с такой фермы независимо от того, светила бы мне за забором лучшая жизнь или нет. Потому что не хочу быть рабом даже у самого щедрого хозяина.
Сейчас, возможно, я живу хуже, чем жил бы при Союзе. Мне еще 10 лет платить по ипотеке за свою двушку в пригороде, мне приходится водить детей в частный сад, поскольку в государственном не нашлось места. Когда рассчитаюсь с ипотекой, вероятно, придется начинать откладывать на образование детям, поскольку рудиментарное бесплатное образование к тому времени вряд ли останется.
Но я ни за что не хотел бы оказаться в Союзе, даже без ипотеки, с бесплатными лучшими вузами, дешевым бензином и коммуналкой. Я - свободный человек. Я арендую конуру, в которой стоят мои станочки, делаю свои трубочки, продаю через интернет. Это все было бы совершенно незаконно в Союзе: рабам было запрещено вести свой бизнес. Если мне здесь станет плохо - свалю. Это мое последнее право, даже если остальные права отнимут. А в Союзе я был бы лишен и этого.