Эта история стала для меня сильнейшим интеллектуальным потрясением последнего времени. Дело даже не в самой фабуле, а в том, с какой откровенностью она рассказывает о том, о чем не принято говорить. Казалось бы, Фрейд раскрыл уже все потаенные уголки наших душ, но нет... Есть еще много вещей, которые продолжают шокировать и вызывают острое нежелание признаваться в том, что ВСЕ ЭТО имеет к нам отношение...
Мы все привыкли к тому, что связь между родителями и детьми безусловна, к тому что она имеет под собой биологическую природу. В самом деле, много ли найдется матерей, которые открыто скажут о том, что не любят своих детей так, как они легко признаются в нелюбви к своим мужьям? Детям проще отрицать любовь к родителям, потому что в этой нелюбви окружающие всегда признают виновными самих родителей.
Мера родительской ответственности за жизнь в общем-то совершенно незнакомого существа может стать тягостной, если по какой-то причине этой безусловной биологической любви не возникло. Так бывает, наверное, в том числе и у животных. Еще страшнее, если в силу каких-то обстоятельств в мир приходит сложный человек. Не знаю, каким образом собирается этот генетический паззл, но мы рождаемся с определенным набором тактико-технических характеристик, которые можно в лучшем случае просто сгладить правильным воспитанием. Милых и простых людей полюбить проще и легче, даже если изначально не возникло привязанности. А как полюбить свое отражение, которое возвращает нам собственные недостатки, разросшиеся как под увеличительным стеклом до настоящих пороков?
Может ли мать полюбить и принять собственного сына, после того, как он на самом деле превратит ее жизнь в руины? Полюбить не от безысходности, отчаяния и одиночества, а от понимания цены собственных ошибок и скрытых мотивов, стоящих за чудовищными поступками сына?..
P.S. Признаюсь честно, это тот редкий случай, когда фильм заметно превосходит книгу по эмоциональному следу, оставленному в сознании. Тильда Суинтон просто гениальна...