Когда не спится, часто в голову приходят всякие диковинные мысли. Вот вчера подумалось мне, что есть книги, которые вроде как и не особенно зацепили, но сыграли в жизни какую-то забавную роль, запали в память самой ситуацией их прочтения. Я решила составить свой хит-парад подобных книг. Оказалось, что есть как минимум 4 книги, которые чем-то подобным знаменательны в моей жизни. Понимаю, что в приличном хит-параде должно быть как минимум 5 позиций, но что есть, то есть.
Почетное 4 место занимают "Дети капитана Гранта" Жюля Верна. В то лето (а было мне тогда развеселых 12 лет) я занималась тренировкой силы воли (мне было 12, я Вам говорю, в этом возрасте такие глупости простительны). В рамках комплексной программы был пункт, по которому я должна была дочитывать до конца все книги, которые начинала читать. Неосмотрительно раскрыв зеленый, как сейчас помню, томик с якобы приключенческим романом, я обрекла себя на тяжкие муки унылого чтения. Книгу я дочитала. Уж не знаю, сколько металла это добавило моей воле, но ни содержание, ни персонажи книги в памяти моей не остались. Полное и тотальное вытеснение.
На 3 месте - "Улисс" Джойса. Это было самое долгое чтение в моей жизни. Я не ставила себе каких-то сверхзадач. Просто решила добраться до банального "что хотел сказать автор". В качестве преграды на пути к такой простой истине стояли изуверские языковые эксперименты и более 100 страниц постраничных комментариев. Промучившись месяц, дважды продлив срок выдачи книги в университетской библиотеке, я вынуждена была признать поражение. Книгу я не дочитала. И подспудно пришла к мысли, что проффесиональным лингвистам стоит законодательно запретить писать книги.
На 2 месте - "Над пропастью во ржи" Сэленджера. Это единственная книга, написанная на английском, которую мне удалось прочитать от начала до конца на языке оригинала. Читала я ее в отпуске. По дороге из Праги домой пришлось с этой книгой коротать время в Домодедово, ибо рейс отложили. Рядом спали пассажиры, измученные размышлениями на тему, какая именно часть самолета, на котором мы должны были лететь, может отвалиться. А я, все еще живущая по среднеевропейскому времени, читала посреди этого тревожного посапывания Сэленджера. На английском.
Ну и пальму первенства я бы отдала "Кузену Понсу" Оноре де Бальзака. Это была едиснтвенная книга, которую я начала читать вечерком на сон грядущий и не смогла оторваться от нее до самого рассвета. Без коментариев, как говорится...
А есть ли у Вас книги, знаменательные чем-то подобным?