** 24 ноября 1965 года в Конго произошел военный переворот, к власти пришел диктатор - полковник Жозеф Дезире Мобуту. В феврале-марте 1966 Мобуту начал жёсткую централизацию страны, упразднение провинциальных администраций и военных формирований. Был разработан проект новой конституции, Конго превращено в унитарное государство. На референдуме в июне 1967 по официальным данным население одобрило конституцию поголовно: 97, 8 % голосовавших. Президент Мобуту лично поставил новых губернаторов - это были офицеры Генерального Штаба, его прежние сослуживцы.
** Моиз Чомбе, бывший диктатор Катанги, а также - премьер-министр Конго, после переворота Мобуту эмигрировал. Он обосновался в Мадриде, и там начал готовить новую гражданскую войну.
Французские и бельгийские офицеры, призванные Чомбе, разработали операцию «Кериллис», план свержения власти Мобуту. Внутри страны все надежды возлагались на формирования мерсенэров: Коммандо-6 полковника Денара, и Коммандо-10 (или батальон «Леопард»), которым командовал майор Жан Шрамм.
В июне 1966 года в провинции Катанга, в Стэнливилле (в этом же году переименованном в Кисангани), подняли восстание бывшие жандармы, уволенные центральным правительством. Сам Моиз Чомбе, был обвинен в содействии мятежникам и приговорён к смертной казни.
В декабре 1966го из столицы (в этом году Леопольдвилль по приказу Мобуту принял новое наименование, - Киншаса), - прошёл приказ о расформировании Коммандо 6 и Коммандо 10. Но Денар и Шрамм не собирались подчиняться.
20 апреля 1967 года Мобуту заявил, что наёмники - это враги государства, основной рычаг гражданской войны, за их спиной - колонизаторы из Бельгии и изгнанник Чомбе. Тем не менее, формирование Денара всё ещё оставалось в Кисангани на службе правительства Конго.
** Весной 1967 года Моиз Чомбе собрал в Мадриде целый штаб, куда вошли в основном бельгийские офицеры. Во Франции, Бельгии, Италии, Португалии и ЮАР были развёрнуты пункты по найму специалистов для будущей войны. Правительства Португалии, Испании и ЮАР обещали Чомбе решительное содействие, даже интервенцию при необходимости. Значительные силы были сосредоточены в Португальской Анголе.
Бывший премьер-министр и бывший катангский диктатор готовился к вторжению в страну. Был разработан оперативный план под наименованием "Керилис".
Главная колонна, которой должен был командовать капитан Гриффин, должна была захватить столицу Киншаса (до 1966го Леопольдвилль), а в Кисангани (Стэнливилле) готовились поднять восстание два Коммандо, которыми командовали полковник Денар и полковник Шрамм. В их распоряжении было всего примерно 160 мерсенэров, - около 100 французов, бельгийцев и итальянцев в Коммандо 6 и около 60 бельгийцев в батальоне «Леопард».
В качестве основных сил были стянуты участники прошлогоднего мятежа, бывшие катангские жандармы, лично преданные принцу Чомбе (в основном из народа лунда). - около 1500-1800 человек.. Восстание намечено было на 21 июля, 3 часа утра.
Но 2 июля случилось нечто неожиданное: бодигард Чомбе, - некий француз Франсис Боднан, - тоже опытный наёмник, возможно, агент ЦРУ, - в одиночку разоружил остальных охранников, захватил самолёт, на котором летел Чомбе, и заставил его сесть в Алжире. Принц-диктатор был арестован и отправлен в алжирскую тюрьму (где через два года умер при неясных обстоятелшьствах).
За восемнадцать дней до начала армия мятежников осталась без верховного главнокомандующего. Тем не менее, мадридский штаб отдал приказ: восстание начать 5 июля.
В этот день на рассвете два Коммандо - Шрамма и Денара - захватили город Кисангани (бывший Стэнливилль). Но никаких новых колонн из Анголы не было: ожидаемые свежие мерсенэры так и не прибыли в необходимом количестве.. Не появилась обещанная авиация. Войска НАК по приказу Мобуту двинулись на Кисангани; повстанцы были обречены, казалось. Всего удалось на этотм направлении сосредоточить около 18 000 солдат правительственных вооружённых сил - Национальной Армии Конго. Значительную поддержку Мобуту оказали США. Мерсенэры ринулись навстречу новой гражданской войне, теперь уже не заказной, а своей собственной, - и оказались в политической пустоте, - маленький отряд авантюристов в огромной стране.
Решающим обстоятельством стало то, что генералу Мобуту оказали деятельную поддержку два гиганта: США и преданный в то время союзник Штатов - Израиль. Помощь была не только финансовая и информационная. Израильские офицеры-инструкторы, прибывавшие в Конго прямо с театра военных действий на Ближнем Востоке, спешно превращали НАК из разноплеменного ополчения - в регулярные батальоны. США предоставили свою транспортуню авиацию, взялись за перевооружение конголезских войск.
Пять дней, - до 10 июля, - Робер Денар и Жан Шрамм вели тяжёлые бои на подступах к Кисангани, в ожидании подкреплений, ВВС, мятежа в столице, - но ничего не происходило.
Во время боёв Денар был ранен, и его на вертолёте «Дакота» отправили в Родезию, в Солсбери. Но война продолжалась; Жан Шрамм 15 июля отокнчательно отступил от Кисангани со своим батальоном "Леопард" прорвал окружение и ушёл на северо-восток страны; 9-10 августа он захватил большой город Букаву, (до 1966го - Костерманвилль), на озере Киву, на самой границе Руанды.
Там он продолжал сопротивление, хотя против него действовали силы НАК, которыми командовал генерал Леопольд Массиала ( Leopold Massiala); около 15 000 солдат - то есть в двадцать раз больше, чем у Шрамма.
Командир мерсенэров рассчитывал хотя бы на резерв времени, поскольку части НАК обычно передвигались крайне медленно. Но вмешались американцы, и батальоны генерала Массиалы были быстро переброшены по воздуху, на транспортных самолётах ВВС США. Тем не менее, полковник Жан Шрамм попробовал создать в провинции Киву своё государство. Эта никем не признанная страна продержалась почти три месяца - с 9 августа по 5 ноября 1967 года.
В это время полковник Боб Денар оправился и прибыл в Анголу, чтобы собрать хоть какие-то силы - и идти на помощь мятежникам. Он спешно разработал операцию под грозным кодовым наименованием LUCIFER Но военные власти Португалии и ЮАР уже отказались от поддержки проекта свержения Мобуту. У Денара не оказалось даже грузовиков для переброски свои солдат. 1 ноября с небольшими силами он вступил в Катангу; его коммандос ехали по лесным дорогам на велосипедах. Ему удалось оттянуть на себя на некотрое время часть правительственных войск, но силы были слишком неравны. Прорваться в Букаву Денару не удалось, уже 4 ноября он начал отступление и с трудом отошёл назад, в Анголу.
28 октября началось большое сражение - за Букаву. После недели ожесточённых боёв Шрамм вынужден был вывести остатки своих войск в Руанду, - они прорывались небольшими группами по болотам.
В Руанде маленькая армия была разоружена. Около полугода мерсенэры прожили в лагере в Руанде на положении пленников, и дальнейшая судьба их была весьма неопределённой. Только 23 апреля за ними были присланы два самолёта, и 115 мерсенэров вернулись в Европу. Жан Шрамм прибыл в Бельгию. И вскоре попал там в тюрьму, по обвинению в расстреле бельгийского бизнесмена (которого офицеры Шрама приняли за шпиона).
В своих мемуарах Шрамм утверждал, - достаточно несправедливо, - что Боб Денар его предал, и что именно он - виновник разгрома микроармии Букавы, доблестного батальона «Леопард».
** На исходе 67го Боб Денар вернулся с этой войны во Францию, - раненный, усталый, нищий. В мае 1968го он, - ещё недавно воевавший во главе своих войск против регулярных войск огромной страны, а до того три года бывший одним из высших офицеров этой стран, - по некоторым сведениям, работал расклейщиком объявлений. Потом был appariteur - охранником в университете Sorbonne-Nanterre. Но этот очередной опт мирной жизни длился недолго.
Уже шла другая война в Африке, ещё одна попытка разрезать старые колониальные границы и создать новое государство: в Нигерии.
В мае 1967го на юго-востоке страны возникло сепаратистское государство - Респу́блика Биа́фра (Republic of Biafra). Оно продержалось около трёх лет, до января 1970 года.
В Биафре действовали многие мерсенэры, сослуживцы Денара; среди них - знаменитый капитан Роже Фольке, его бывший командир в Йемене. Боб Денар было принят уже как опытный военный специалист; в основном он в 1968ом-1969ом служил в Биафре как « mercenaire de la charité - «наемник милосердия»: руководил эвакуацией беженцев из зоны войенных действий по морю и по воздуху. Также Денар занимался военной логистикой, но принимал участие и в боях время от времени.
После этой войны полковник Робер Денар скопил некоторые сбережения, и, кажется, снова попробовал пожить мирно. Он прибыл в Габон, где правил Президент Альбер Бонго, бывший капитан ВВС Франции (с 1973 года он принял ислам и взял имя эль-Хадж Омар Бонго). Денар сразу занял весьма высокое положение в Габоне: он - военный советник Президента, инструктор президентской гвардии, организатор SGS (Société Gabonaise de Sécurité), габонской контрразведки.
По поручению Бонго полковник Денар ездил в Республику Кот дИвуар, изучал в Ямуссукро (Yamoussoukro) опыт создания социальных поселений - африканская вариация системы кибуц. Денар лично руководил созданием такого поселения в Габоне, вгородке Лекони.
Примерно в 1971ом Денар побывал также в Мавритании, - его пригласил диктатор генерал Моктар уль Дадда (Moktar Ould Daddah) - в качестве специалиста, для организации президентской гвардии.
В 1972 году Боб Денар появился в Иране; несколько месяцев он - инструктор втренрочвочных лагерях курдских сепаратистов, которые готовились к очередному вторжению в Ирак, для продолжения войны за свободу Курдистана. Скорее всего, Денара пригласил лично - легендарный курдистанский вождь, генерал Мустафа Барзани, эмир курдского племени барзани.
В 1973ем Денар снова вернулся на родину, в Медок. В городке Lesparre de Médoc он участвовал в организации автомобильной концессии Citroën. Но в том же году он снова вмешивается в африканские гражданские войны: он появился в Конакри, столице республики Гвинея, участвует в подготовке волонтёров Rassemblement du Peuple Guinée.
1974ый: одна из самых опасных, и, наверно, самая таинственная миссия Денара - в Ливии. В стране гражданская война, вторглись войска Египта. Полковник Денар принял участие в спасении семьи короля Идриса, затем действовал как организатор диверсий в зоне действия египетских войск.
** В это же время, в середине 70х, Денар участвовал в подготовке специальных подразделений для секретных служб Королевства Марокко. Где это происходило, - на территории Марокко или в какой-то другой стране, - неясно. По некоторым смутным предположениям, уже в 1958 году Денар попал в поле притяжения новорожденной разведки Королевства Марокко. Правда, в эти годы его жизнь внешне мало похожа на шпионскую.
В 1963ем Боб Денар начал работать на британскую разведку, и, вероятно, тогда же оживились его контакты со специальными службами Марокко.
С 1963 года во главе Службы национальной безопасности встал полковник Мохаммед Уфкир, он же - кадровый офицер французской военной разведки, (и в Марокко он, начальник королевской разведки, одновременно действовал как агент французской разведки, под кодовым именем Дьен Бьен Фу). Его заместитель (с 1964го) майор Ахмед Длими возглавил тайную полицию - CAB 1 (эль Каб 1). Скорее всего, во время своего второго похода в Конго (1965 - 1967) конголезский полковник Денар уже осознанно работал на разведку короля Хасана II.
С 1967го Мухамед Уфкир, уже дивизионный генерал, был назначен министром внутренних дел и сосредоточил в воих руках все силовые структуры Королевства; разведка Марокко при нём обрела огромную силу в Африке, и весьма нуждалась в таких, как полковник Денар. Несомненно, он был одним из наиболее влиятельных агентов Марокко в 1970х, когда разведку возглавил генерал Ахмед Длими; с 1972 года новая служба под его руководством приняла наименование Direction de la Surveillance du Territoire.
В 1977ом Денар дважды возглавлял наиболее значительные для того времени операции Марокко: попытка переворота в Бенине, затем - организация сопротивления в Заире, в провинции Шаба.