Уникальная в своем роде икона Космы и Дамиана, на которй святым придан облик А.С. Пушкина и В.И. Даля, была написана для нижегородского храма Космы и Дамиана, построенного при участии семьи Даля после его смерти (закладка храма -1872 г., освящение - 1890 г.). Предположительно, автором проекта был сын Даля, архитектор Л.В. Даль, который в первой половине 1870-х годов служил губернским архитектором Нижнего Новгорода. Не исключено, что он и икону сам написал, хотя подтверждений этому нет.
Пушкин с Далем очень подружились во время поездки Пушкина в Оренбург для сбора материалов по истории Пугачева (1833г.). Даль, служивший там чиновником особых поручений при военном губернаторе и одновременно изучавший этнографию края, повсюду сопровождал Пушкина, все ему показывал. Позже, в Петербурге, их дружба продолжалась.
Даль, как друг и как бывший военный врач, неотступно находился у постели раненого Пушкина, вел историю болезни. Перед смертью Пушкин подарил ему свой перстень-талисман с изумрудом, сказав: «Бери, друг, мне уж больше не писать» - Даль пытался вернуть его Наталье Николаевне, но она отказалась: «Нет, Владимир Иванович, пусть это будет вам на память». Даль писал В. Одоевскому: «Как гляну на этот перстень, хочется приняться за что-либо порядочное» - и он создал знаменитый «Толковый словарь живого великорусского языка».
Они, конечно, не святые, какими были бессребреники, врачеватели и чудотворцы Козма и Дамиан, но тоже трудились не для мзды, много хорошего людям принесли, а поэтический дар Пушкина - настоящее чудо. Мы не знаем, как выглядели Косма и Дамиан, может их лица и были похожи на лица Пушкина и Даля.
В начале 1930-х годов храм Козьмы и Дамиана был закрыт, икона в 1934 году передана в Музей истории религии и атеизма, размещавшемся в Казанском соборе, сейчас она находится в ГМИР, С-Пб. Здание храма снесено в конце 1940-х вместе с окружающей исторической застройкой и построен административный корпус «Горэнерго» (теперь «Нижновэнерго»).