Порадовал о. Димитрий Смирнов

Jan 30, 2018 00:53


Увлекательный диалог состоялся между отцом Димитрием Смирновым и телезрительницей в прямом эфире телеканала "Союз", в передаче "Беседы с батюшкой"  14 января 2018 года:
- Вопрос телезрительницы: «Я читаю толкование на Деяния святых апостолов, там написано, что Иуда не удавился, его успели снять с петли, но он понес очень плохое наказание. Я хотела узнать Ваше мнение по этому вопросу».
- У меня нет мнения, потому что тот писатель, которого Вы читали, - просто фантазер.
- Все-таки это Феофилакт Болгарский.
- Ну и что? А что выше? Феофилакт Болгарский, которого я очень люблю как толкователя, или Святое Евангелие, где сказано: шед, удавися?
- Получается, что не всем книжкам, которые благословляет церковное издательство, нужно доверять?
- Дело в том, что нужно понять смысл того, что пишет Феофилакт, с какой пастырской целью.
- Получается, я не поняла?
- Конечно!
- Может, Вы мне тогда растолкуете?
- Ну, успокойтесь! Иуда удавился. Запомнили? И в скобочках: «протоиерей Дмитрий Смирнов».
- Хорошо. Спасибо. Мне Ваше мнение очень важно.
- Вот!

Чего же не поняла вопрошавшая женщина у блаженного Феофилакта ? Вероятно, только одного - что в его толковании  легенда Папия Иерапольского представлена как абсолютно достоверная история. А с какой "пастырской целью" - так и остается неизвестным.
Деян.1:18-19: ...но приобрел землю неправедною мздою, и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его;  и это сделалось известно всем жителям Иерусалима, ...
Говорит о наказании, какое понес Иуда в настоящей жизни, а не о будущем наказании, потому что души людей немощных не так обращают внимание на будущее, как на настоящее. Наблюдай: распространился не о прегрешении, а о наказании за оное, потому что Иуда не умер в петле, но жил еще и потом, так как был захвачен прежде, чем удавился. Об этом яснее рассказывает Папий, ученик Иоанна, в четвертой книге изъяснения словес Господних. Он говорит так: «Великий пример нечестия представлял в этом мире Иуда, тело которого распухло до такой степени, что он не мог проходить там, где могла проезжать повозка, и не только сам не мог проходить, но даже и одна голова его. Веки глаз его настолько, говорят, вспухли, что он вовсе не мог видеть света, а самых глаз его невозможно было видеть даже посредством медицинской диоптры, так глубоко находились они от внешней поверхности… После больших мучений и терзаний он умер, говорят, в своем селе; и село это остается пустым и необитаемым даже доныне; даже доныне невозможно никому пройти по этому месту, не зажав руками ноздрей. Таково зловоние, которое сообщилось от его тела и земле». Это служило для апостолов некоторым облегчением. Но как утроба Иуды излилась, так и утроба еретика Ария. (Толкование на Деяния святых Апостолов блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского, гл.1 https://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-dejanija-svjatykh-apostolov/1).
К этому толкованию есть примечание редакции: Папий представляет этот рассказ в смысле молвы, а не в смысле истинного предания; поэтому делает оговорку: «говорят».
--------------------------
По мнению проф. Д. И. Богдашевского "Предание о судьбе Иуды, записанное у Папия и воспроизводимое затем у Аполлинария, в катенах и у блаженного Феофилакта, имеет характер народной легенды, опирающейся отчасти на неправильном, понимании текста книги Деяний об Иуде. ... Это легендарное, обращавшееся в народе, повествование о судьбе Иуды опирается на том неправильном понимании Деян.1:18, будто Иуда еще жил некоторое время после предательства на купленном им собственном, участке земли; выражение книги Деяний; πρηνης γενομενος («когда низринулся») поняли в смысле: πρησθεἱς (у Папия), πεπρηομἑνος (армянский перевод книги Деяний), т. е. «воспаленный», «распухший»".
Сколько еще таких "неправильных пониманий" - страшно и подумать.

толкование Писания, духовенство

Previous post Next post
Up