Эгерия о празднике Вознесения Господня

Jun 13, 2024 21:58

В древности на Святой Земле фактический день Вознесения Господня отмечался очень скромно, а настоящее празднование Вознесения было совмещено с  праздником Пятидесятницы.
Вот что об этом читаем у Эгерии (Этерия, лат. Egeria) - паломницы, совершившей поездку в Святую Землю  в 381-384 годах, и подробно описавшей свое путешествие в большом письме к близким - т.н. «Путешествия Эгерии» («Itinerarium Egeriae»), фрагменты которого сохранились в более позднем списке:
" ...В самый же день четыредесятницы после пасхи, то есть в четверг, накануне все, после шестого часа, то есть в среду, идут в Вифлеем для празднования бдения. Бдение же совершается в Вифлееме в церкви, в каковой церкви находится пещера, где родился Господь. На другой же день, то есть в четверг четыредесятницы, совершается литургия своим порядком, при чем пресвитеры и епископ проповедуют, говоря приличествующее дню и месту: и потом вечером каждый возвращается в Иерусалим.
В день же пятидесятницы, то есть воскресный, в каковой день бывает большой труд народу, все правится по обычаю, начиная с первого пения петухов: совершается бдение в Воскресении, доколе епископ не прочтет то место евангелия, которое всегда читается в день воскресный, то есть о воскресении Господа: и потом в Воскресении совершается по обычаю все, что бывает круглый год.
Когда же наступит утро, весь народ собирается в большой церкви, то есть в Мартириуме: там совершается все по обычаю: проповедуют пресвитеры, а потом епископ: правится все по чину, то есть совершается обычная литургия, как бывает в воскресные дни, но ускоряется отпуст в Мартириуме, так что бывает до третьего часа.
Когда же будет отпуст в Мартириуме, народ весь до одного ведет с песнопениями епископа на Сион, и бывает на Сионе при конце третьего часа. Когда придут туда, читается то место из деяний апостолов, где сошел Дух, так что они понимали все языки, которыми говорили; потом по порядку бывает литургия. Ибо пресвитеры (проповедуют)  о том самом, что прочтено - ибо само место находится на Сионе, - только есть другая церковь, где некогда после страданий Господа собралось множество с апостолами, когда случилось то, что мы сказали выше, и что читают там из деяний апостольских.
Потом по порядку бывает отпуст; совершается и тут литургия: при отпусте народа возглашает архидиакон, говоря: "Сегодня тотчас по шестом часе будем все готовы на Елеоне Имвомон".
И возвращается весь народ, каждый в свой дом подкрепиться, и тотчас после обеда поднимаются на Масличную гору, то есть на Елеон, как кто может, так что в городе не остается ни одного христианина, но идут все. И как только придут на гору Масличную, то есть на Елеон, прежде всего идут на Имвомон, то есть на то место, откуда вознесся Господь на небо, и там садится епископ и пресвитеры, и весь народ: там бывают чтения, вперемежку поются песни, поются и антифоны, приличествующие дню и месту; молитвы, которые  вставляются, всегда имеют такое содержание, что подходят ко дню и месту; читается также и то место из евангелия, где говорится о вознесении Господа на небо по воскресении.
Когда это будет окончено, благословляются оглашенные, потом верные; и сходят оттуда в девятом часу, и с песнопениями идут в ту церковь, которая на Елеоне, и в каковой пещере Господь сидел и учил апостолов.
Когда придут туда, бывает уже более десятого часа: там совершается вечерня, произносится молитва, благословляются оглашенные, потом и верные. Оттуда весь народ до одного спускается с епископом, при пении песен и антифонов, приличествующих этому дню; затем идут медленно к Мартириуму. Когда же подходят к городским воротам, уже бывает ночь, и выносят на встречу ради народа множество церковных светильников; ....."
( http://yakov.works/acts/04/3/palomn.htm )
-----------------

Имвомон, о котором пишет Эгерия, - место на верху Елеонской горы, откуда Господь вознесся на небо. Там в IV веке был построен храм Вознесения с непокрытым верхом, а внутри лежал камень, с которого вознесся  Христос.
Существующая часовня построена  примерно на месте храма в эпоху крестоносцев.
.


.

Со времен арабского завоевания Палестины часовня Вознесения христианам не принадлежит. Служить в этой часовне православные  могут лишь раз в год, да и то за деньги.

христианство, история, Праздники

Previous post Next post
Up