Интересные сведения о народах, проживавших на Святой земле во времена Иерусалимского королевства крестоносцев, читаем в трактате «О земле Иерусалимской и ее обитателях», написанном во второй половине XII века (до взятия Иерусалима Саладином в 1187 г.) :
" ...Ныне среди народов, которые обитают там и обосновались на этой земле, есть как христиане, так и те, кто ими не является.
К христианам относятся разные народы и различные конфессии.
О франках. В первую очередь франки, которых вернее называть латинянами, - мужи воинственные, в оружии искушенные, с непокрытыми головами, и они единственные среди всех народов бреют бороды и прозываются латинянами, ибо используют латинские письмена и подчиняются Римской церкви. Они истинные католики.
О греках. Затем греки, отделившиеся от Великой церкви, - люди лукавые, тоже искушенные в оружии, носящие длинные волосы, заблуждающиеся относительно Символа веры, - так, они считают, что Святой Дух исходит не от Отца и Сына, а только от Отца, причащаются одним хлебом и заблуждаются во многом другом, - также имеют собственные письмена.
О сирийцах. Еще есть сирийцы, к оружию не приученные и по большей части отращивающие себе длинные; бороды, но эти бороды они по-особому подстригают, одеваются так, что похожи и на греков, и на латинян, тем и другим они платят дань. В вере и обрядах они во всем согласуются с греками. В повседневной жизни используют письмена сарацинские, для Священного Писания - греческие.
Об армянах. А еще есть армяне, с оружием мало знакомые, с греками и сирийцами они во многом расходятся, во время Рождества Христова держат свой сорокадневный пост, и в день Богоявления отмечают Рождество, и совершают многое вопреки каноническим установлениям. У них свои письмена. Между армянами и греками - непримиримая вражда. Ныне армяне пообещали повиноваться Римской церкви, после того как их царь получил корону от епископа Майнца.
О георгианах. И еще есть георгиане, которые одному только святому Георгию всей толпой поклоняются, они весьма искушены в оружии, отращивают бороды и волосы, отпуская волосы длиной до одного локтя. Как у клириков, так и у мирян на голове выбрита тонзура по клерикальному обычаю: у клириков - круглая, у мирян - квадратная. Они причащаются плотью и почти во всем походят на греков. У них собственные письмена.
О якобинах. А еще есть якобины, или якобиты, которых некий Якоб склонил к несторианской ереси, они веруют в вещи недостойные и используют письмена халдейские.
О несторианах. А еще есть несториане, вера которых еретическая, ибо они говорят, что Блаженная [Дева] Мария была матерью только человека. Заблуждаются они и во многом другом. Письмена используют халдейские.
О латинянах. Латиняне разделяются на разные народы, а именно: немцев, испанцев, французов, англичан, итальянцев и другие народы, которые посылает Европа. Из Италии в стране Иерусалимской три народа: пизанцы, генуэзцы, венецианцы, - они во многих делах неутомимы и полезны, они руководят флотом, на море непобедимы и искушены во всякого рода военных действиях, блистая коммерческими дарованиями. Они освобождены от всех податей и неподвластны судьям, сами себе составляют законы, друг к другу относятся с завистью, разногласиями и непоколебимой невозмутимостью напоминают сарацин.
.
Карта Иерусалимского королевства крестоносцев XII века.
.
О тамплиерах и госпитальерах. В Иерусалиме находятся два ордена, а именно: тамплиеров и госпитальеров. Они владеют множеством богатств и получают доходы по всей Европе, да и в самой земле Иерусалимской у них огромный доход и большие владения. Во время процессии в день Воскресения они выступают - тамплиеры справа, а госпитальеры слева.
Тамплиеры - отличные воины - носят белые хламиды с простыми красными крестами. Двуцветное знамя, под названием бальзано, следует во время сражения впереди них. На войну они выступают с готовностью и беспрекословно. Первыми собираются и показывают себя в деле: в наступлении они первые, и возвращении - последние. Повинуются распоряжениям своего магистра, и когда он повелевает сражаться, то раздается глас трубы и они стройно и благоговейно поют слова Давидовы: «Не нам, Господи, но Имени Своему даруй славу!» ... Тамплиеры живут в строгом соблюдении устоев веры и смиренном послушании, вместе трапезничают и одеваются, все время проводят под открытым небом в шатрах.
Госпитальеры носят на хламидах красные кресты, заботятся о нищих и убогих и соблюдают свои порядки и строгий устав.
[Об алеманах. В Акре расположена обитель тевтонских рыцарей, они - мужи выдающиеся, военное дело знающие, в сражении - неустрашимые, строго соблюдающие заветы святого апостола Павла. Когда у них возникло разногласие с госпитальерами, желавшими лишить их имущества, они обратились к тамплиерам, пообещав перейти под начало последних, если те за них вступятся. И вот когда они стали подчиняться тамплиерам, те пришли и добавили к черному кресту, который эти рыцари до сих пор носили, еще и круг среди всех прочих знаков отличия этот - самый почетный. Они заботятся о больных и помогают страждущим в любой нужде]. . .
О разнообразии язычников. Поскольку выше поведано о конфессиях и различиях среди тех, кто называется в Святой земле христианами, ныне мы расскажем и о тех, кто не является христианами и имеет там свои жилища.
Об иудеях. В первую очередь - иудеи, люди упрямые, к войне неспособные еще в большей степени, чем женщины, повсюду они рабы, каждую луну терпят пролитие крови. Ветхий Завет у них написан письменами еврейскими.
О садуккеях. Из них садуккеи, которые не веруют в воскресение.
О самаритянах. А еще самаритяне - так же невоинственные, как и иудеи. На головах носят круглые куски льна. В одежде они похожи на иудеев, но по нраву весьма отличны: они очень жестоки и недружелюбны друг к другу. Они признают только Пятикнижие Моисеево, частью используют письмена еврейские, но не все. Говорят по-сарацински. Нет им счастья в распространении рода своего, ибо на всем белом свете их осталось не более трехсот.
Об ассассинах. А еще есть ессеи, которых по-простому называют ассассинами, они посылают ножи. Эти вышли из иудеев, но иудейских обычаев не придерживаются. В своем благоговении они представляются людьми верующими. Прелату своему они поклоняются как Богу и повинуются ему даже под страхом смерти. Если их повелитель, которого всегда зовут Симплекс, что означает мудрый, пожелает убить кого-либо из правителей, он называет его и кидает в толпу своих людей острый нож, и тогда они бросаются к этому ножу - тот, кто сможет схватить нож, с благодарностью обращается к повелителю и тут же посылается и отправляется на убийство того, кто был назван..... Живут они все вместе, собственности не имеют. Те, кому меньше тридцати, не могут выносить приговор. Повелитель их обитает в дебрях Востока, он является главой над людьми и над их суевериями. Все остальные повелители их ему подчинены и ему повинуются.
О бедуинах. А еще есть бедуины, дикие люди, которых в народе называют лесными турками, они постоянно живут в шатрах и не имеют ни родины, ни жилищ. У них множество скота и всякой живности, которую они пасут, получив разрешение, то на землях сарацинов, то на землях христиан. Их множество, они разделяются по провинциям турмами, питаются мясом и молоком, одеваются в овечьи и козьи шкуры, постоянно, если только не разразится сильный дождь, спят под открытым небом. Шатры делают из шкур животных. Они - приятели фортуны: присоединяются к тому, кто берет верх над людьми. Они отпетые предатели, редкостные разбойники. Носят красные войлочные шапки и плащи, вокруг шапок обвязанные. Когда мы одерживаем верх над сарацинами, тогда они наши друзья и братья. Если же сарацины одерживают верх над христианами - переходят к ним. Гневя христиан, они восхваляют сарацин, и точно так же перед сарацинами - христиан. У них нет никакой другой веры, кроме той, которая идет от страха. Говорят, Магомет был из них. Письмена у них сарацинские, но весьма искаженные.
https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kreuzzug/XII/1160-1180/O_zemle_ierusalim/text.phtml?id=7960-------------------------------------------
Да, немало в этом тексте "информации к размышлению".
Метко сказано о "приятелях фортуны", которые присоединяются к тому, кто берет верх над людьми.
Ещё примечательно, что иудеи того времени охарактеризованы как "к войне неспособные еще в большей степени, чем женщины". Сейчас, в новейшие времена, этого никак нельзя сказать.