Из Хождения в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова (1701-1703)
На трудном пути в Иерусалим Лукьянов добрался до Царьграда и стал искать пристанища, чтобы передохнуть. Знакомств у него в городе не было, языка он не знал, толмач посоветовал ему обратиться за помощью к вселенскому патриарху. И вот что из этого вышло :
"...И повес нас Корнильюшко ко патриаршему двору. ... И мы пришли перед него да и поклонились. И патриарх спросил у толмача: "Что-де ето за калугер? Откудова и зачем пришол?" И толмач сказал: "Он-де с Москвы, а идет во Иеросалим".
Потом я ему лист подал, так листъ в руки взял, а честь не умеетъ, толко на герб долго смотрел да и опять отдал мне лист. Потом спросил у толмача: "Чево-де он от меня хочет?" Ему помнилося, что я пришол к нему денег просить. И толмач ему сказал: "Деспода агия, он-де ничего от тебе не хочет, толко де у тебя просить келии пожить, докудова пойдет во Иеросалим, -- так о том милости просить. Он-де человек странной, языка не знает, а ты-де здесь христианом начало. Кроме де тебе, кому ево помиловать? А ты-де отец здесь всем нарицаесся, так де ты пожалуй ему келью на малое время".
И патриарх толмачу отвещал: "А что-де он мне подарков привес?" И толмачь сказал ему: "Я-де того не знаю, есть ли де у него подарки". И патриарх толмачу велел у меня спросить: "Будет-де есть подарки, так дам-де ему келью". И толмач сказал мне патриарховы все речи.
Так мне стало горко и стыдно, а сам стоя да думаю: "Не с ума ли, мол, сшол, на подарки напался? Люди все прохарчились, а дорога еще бесконечная!" И тако я долго ему ответу не дал: что де ему говорить, не знаю.
А дале от горести лопанул, есть что неискусно, да был так: "Никак, мол, пьян ваш патриарх? Ведает ли он и сам, что говорит? Знать, мол, ему ничего есть, что уже с меня, страннаго и убогаго человека, да подарков просит. Где было ему нас, странных, призрить, а он и последнее с нас хочет сорвать! Провались, мол, он, окаянной, и с кельею! У нашего, мол, патриарха и придверники искуснее тово просят! А то етакому как не сором просить-та подарков! Знать, мол, у нево пропасти-та мало; умрет, мол, так и то пропадет!"
И толмач мене унимает: "Полно-де, отче, тут-де греки иныя руский язык знают". И я ему молвил: "Говори, мол, ему мои речи!". ...
Патриарх же у толмоча прилежно спрашивает: "А то де про меня говорит, скажи". И я ему велел: "Говори, мол, ему! Я веть ни ево державы, не боюся; на мне он не имеет власти вязать, хош он и патриарх".
И толмач ему сказал мои все речи со стыдом. Так он, милой, и пуще зардился да и молвил толмачу: "Да я-де у него каких подарков прошу? Не привес ли де он обрасков московских?" И я ему сказал: "Нет, мол, у мене образов; есть, мол, да толко про себя". Так он сказал толмачу: "Нет де у меня ему келлии. Поидити-де в Синайской монастыръ: там-де ваши москали церковь поставили, так де ему дадут".
Так де я плюневши да и с лесницы пошел, а он толмочу говорит: "Апять бы де ко мне не приходил, не дам-де кельи!" Етакой миленкой патриарх, милость какую показал над странным человеком!
Так, су, что делать? Мы и пошли с патриархова двора; ...Таковы-то греки милостивы!... А как сами, блядины дети, что мошенники, по вся годы к Москве-то человек по 30 волочатся за милостиею, да им на Москве-та отводят места хорошия да и корм государев. А, приехав к Москве, мошенники плачут пред государем, пред власти, пред бояры: "От турка насилием отягащены!" А набрав на Москве денег да приехав в Царьград, да у патриархов иной купит митрополитство. Так-то они все делают, а плачут: "Обижаны от турка!". И напрасно миленкова турка те старцы греческия оглашают, что насилует. Мы сами видели, что им насилия не в чем нету: и в вере, и в чем. Все лгут на турка. Кабы насилены, забыли бы старцы в луданных да в камчатых рясах ходить. У нас так и властей зазирают, луданную кто наденет, а то простыя да так ходят. Прям, что насилены от турка! А когда к Москве приедут, так-та в каких рясах худых таскаются, будто студа нет. А там бывши, не заставишь ево такой рясы носить.
http://az.lib.ru/l/lukxjanow_i/text_1703_hozhdenie_v_svyatuyu_zemlyu_oldorfo.shtml(луданная ряса - шелковая)
-----------------------------------
Константинопольский патриарх Каллиник II Акарнан, о котором здесь идет речь, повёл себя с московским гостем просто, с наивной непосредственностью вымогая "подарок". Его коллеги, посещая Москву, тоже хитрили несложно. Но то было во время оно, а ныне Константинопольские патриархи усовершенствовались и далеко продвинулись вперед по части хитрости, корысти и властных амбиций. Хотя суть всё та же.