"...Посредством власти своей, он так стеснил свободу книгопечатания, что Франция не могла ни о чём узнать иначе, как чрез Наполеоновы бюлетени. О Трафальгарском сражении было объявлено через несколько месяцев после того, как оно происходило, и притом совершенно в превратном виде; и завеса, скрывающая самыя любопытные для народа события, столь была непроницаема, что в тот самый вечер, как происходил бой на Монмартре, Монитер, главный отголосок общественных известий, заключал в себе только статью о болезнях и размере драмы Целомудренная Сусанна.
От скрытия истины, до изобретения лжи один только шаг, и чрез свои повременныя объявления, Наполеон так прославился в том и в другом отношении, что слова: Лжетъ какъ бюлетень, вошли в пословицу, которая верно долго останется во французскомъ языке и которая тем более постыдна для Наполеона, что он, как известно, почти всегда сам писал эти официальныя объявления.
Самая эта лживость, это старание держать народ в неведении или обманывать его выдумками, показывали какое-то уважение к общественному мнению. Люди любятъ мрак, когда их дела преступны. Наполеон не дерзнул представить публике истинное изображение вероломной войны его с Испаниею, доказывавшей самое грубое нарушение существовавших договоров. Он также не захотел бы представить на общественный суд свою Континентальную Систему, сочиненную с совершенным незнанием правил политической экономии, последствием коей было сперва всеобщее разорение, а потом возстание всей Европы против французскаго ига.
Нельзя ткаже предполагать, что если бы публика имела возможность предварительно объявить свое мнение насчет вероятных последствий Русского похода, то сие опрометчивое предприятие когда-либо привелось в исполнение.
.
.
...Когда Наполеон отлагал всякую осторожность и обнаруживал повидимому настоящия свои чувства, то он старался оправдать дела своего царствования, нарушавшие законы справедливости и нравственности, политическою необходимостью или государственными причинами; т. е. в других словах, своею личною выгодою. Этот способ оправдания он предоставлял, однако ж, только самому себе, никак не дозволяя другим Государям употреблять оный. Считая себя в праве нарушать народные уставы, когда его выгоды того требовали, он, однако же, с жаром защищал общественные законы, когда полагал оные нарушенными другими Державами, как будто бы сам он всегда свято соблюдал оные."
Вальтер Скотт. Жизнь Наполеона Бонапарта, императора французов. С-Пб, 1832 г., ч.14.
---------------------------------
Технический прогресс пргрессирует, - а суть остаётся всё той же.