Как и у других хронических заболеваний, у церковной немощи чередуются ремиссии и обострения.
Ремиссии бывают, в основном, во времена гонений, а обострения - во времена относительного благоденствия.
.
Из писем, писанных святителем Василием Великим в продолжение его епископства (от 370 до 378 гг.).
53. К хорепископам (49)
1. Гнусность дела, о котором пишу, как исполнила душу мою скорбью, потому что всеми оно заподозрено и оглашено, так доселе еще кажется мне чем-то невероятным. Поэтому и письмо о сем, кто сознает за собою дело, пусть примет как врачевство, а кто не сознает, - как предостережение; человек же холодный (каковых не желаю и найти между вами), - как свидетельство против себя.
Но что же это такое, о чем говорю я? Сказывают, будто бы некоторые из вас берут деньги с рукополагаемых, прикрывают же сие именем благочестия. Но это и хуже всего. Ибо, если кто делает зло под личиною добра, то он достоин сугубого наказания, так как делает, что само по себе не хорошо, к совершению же худого, как сказал бы иной, пользуется добрым содейственником. Если этот слух справедлив; то пусть вперед этого не будет, и зло будет поправлено: ибо тому, кто берет деньги, необходимо сказать то же, что сказано было Апостолами хотевшему на серебро купить причастие Святого Духа: серебро твое с тобою да будет в погибель (Деян. 2, 20).
Легче еще грешит тот, кто по неопытности желает купить дар Божий, нежели тот, кто продает его. Ибо это действительная продажа; а если торгуешь тем, что сам получил даром; то, как проданный сатане, лишен будешь дарования; потому что вводишь корчемство в духовном и в Церкви, где нам вверены тело и кровь Христовы. Этому так не должно быть. Какая же употребляется отговорка? Скажу и это. Думают, будто бы не грешат, потому что берут не до рукоположения, но по рукоположении. Но когда ни взять - все значит взять.
2. Поэтому умоляю вас, оставьте этот доход, лучше же сказать, этот вход в геенну, и оскверняя руки такими дарами, не делайте себя недостойными совершать чистые таинства. Но извините меня. Сперва, как не поверивший, а потом, как уверенный, угрожаю вам: если кто после этого моего письма сделает что-либо подобное, то да удалится от здешних алтарей, и пусть ищет себе места там, где, покупая дар Божий, может перепродавать его. А мы и Церкви Божии такового обычая не имамы (1 Кор. 11, 16). Присовокупив одно слово, кончу тем речь. Это делается по сребролюбию; а сребролюбие есть корень всем злым (1 Тим. 3, 5). Поэтому ради небольшого количества сребра не предпочитайте идолов Христу и не делайтесь новыми подражателями Иуды, за подарок вторично продавая единожды за нас Распятого: потому что и села и руки собирающих с сего плоды наименуются Акелдама.
.
Василий Великий (фрагмент фрески, кон.XII в.). Георгиевская церковь в Старой Ладоге.
54. К хорепископам (50)
(Писано в начале епископства).
Очень прискорбно мне, что отеческие правила уже не действуют, и всякая строгость из церквей изгнана. Боюсь же, чтобы с этою постепенно возрастающею холодностью и дела Церкви не пришли в совершенное замешательство.
По обыкновению, издревле утвердившемуся в Церквах Божиих, принимали служителей церковных не иначе, как по строгом во всем испытании; разведывали все их поведение: не злоязычны ли они, не пьяницы ли, не склонны ли к ссорам, обуздывают ли свою юность так, что в состоянии отправлять касающееся до святыни, без которой никто не узрит Господа. И сие разыскивали пресвитеры вместе с живущими при них диаконами: доносили же о том хорепископам, которые, собрав голоса от свидетельствующих по истине, и доведя до сведения епископа, таким образом причисляли служителя к чину священнослужащих.
А ныне, во-первых, взяли вы на себя все полномочие, отстранив меня и не принимая на себя труда доносить мне; а потом, нерадя сами о деле, дозволили пресвитерам и диаконам вводить в Церковь людей недостойных, жизни неизведанной, кого пожелают они, по пристрастию, или по родству, или по каким дружеским связям. Поэтому в каждом селении много считается служителей, но нет ни одного достойного служить алтарю, как сами о том свидетельствуете, терпя недостаток в людях при избраниях.
Итак, поелику вижу, что дело доходит уже до крайности, особливо теперь, когда многие, боясь набора в военную службу, приписываются в церковнослужители; то доведен я необходимостью возобновить отеческие правила; и пишу к вам, прося выслать мне список церковнослужителей в каждом селении, с означением, кем кто определен, и какого рода жизни. Но и сами у себя заведите список, чтобы сличать ваши записи с хранящимися у меня, и чтобы никому не возможно было приписать себя, когда хочет.
Таким образом, если иные определены пресвитерами после первого распределения, то да будут исключены в число мирян; ваше же исследование о них да прострется далее; и если которые окажутся достойными, то да будут приняты по вашему приговору. Очистите Церковь, удалив из нее недостойных, а потом исследуйте, кто достоин, и таковых примите, но не вносите в список, не донеся мне, или знайте, что принятый в церковнослужители без моего ведома останется мирянином.
.
Творения святителя Василия Великого. Том 2. Письма, отд.2..
(
https://azbyka.ru/otechnik/books/original/15869/svt_Vasiliy_Velikiy_2.pdf )