Известная картина Зинаиды Серебряковой, изображающая трёх из её четверых детей - Шуру, Женю и Таню - за обедом (1914 г.) в Третьяковской галерее называется "За завтраком" - почему?
.
.
Эта картина из собрания Лидии Руслановой, знаменитой некогда исполнительницы русских народных песен. Лидия Русланова была арестована в сентябре 1948 года в Казани, где она была на гастролях. В это же время в Москве был арестован ее муж генерал-майор В.Крюков, соратник Георгия Жукова. При обыске в их квартире сотрудниками МВД была составлена опись всех предметов, среди которых находились 132 картины - коллекция, которую Лидия Русланова собирала с 1930 г. Авторство примерно 60 картин "искусствоведы в погонах" не смогли определить, названия писали условно. В 1949-м Лидию Русланову приговорили к 10 годам исправительно-трудовых лагерей с конфискацией имущества. Часть конфискованных работ пошла в государственную закупочную комиссию, оттуда - в музеи СССР. А основная часть руслановской коллекции попала в Третьяковскую галерею.
Дело Руслановой пересмотрели в 1953 г., спустя пять месяцев после смерти Сталина. После освобождения ей вернули часть коллекции - 103 картины (из 132), на которые сохранились документы, подтверждающие их законную покупку.
Первое время по возвращении из Владимирской тюрьмы у Руслановой не было ни денег, ни квартиры, и с 1954-го она начала распродавать свое собрание. В Третьяковке ее уговорили продать (фактически - оставить у них за сходную цену) ряд самых значимых работ: полотна кисти Репина, Федотова, Рокотова, Тропинина, Васнецова и др., в том числе и картину Зинаиды Серебряковой «За завтраком» - она уже тогда фигурировала под этим названием. Вряд ли это нелепое название дали картине работники Третьяковки.
Предполагаю, что дело, скорее всего, было так.
Обед детей определили как завтрак те самые "искусствоведы в погонах", которые составляли протокол обыска и первоначальную опись имущества в квартире Руслановой и Крюкова.
Вероятно, наблюдательные сотрудники МВД заметили по тени от спинки стула на спине мальчика (Шуры-Саши), что солнце стоит низко, и решили в простоте: на картине утро, стало быть завтрак. А суп на столе их не смутил - в голодном 1948 что было в доме, то и ели, независимо от времени суток.
О том, что до "эпохи исторического материализма" в интеллигентных семьях, тем более во франко-русской семье Серебряковой-Лансере, обедали под вечер (дети несколько раньше взрослых) тогдашние МВД-шники и понятия не имели.
.
.
Так и пошло гулять название "За завтраком" из документа в документ - из описи при аресте в опись при решении суда о конфискации, оттуда в госкомиссию, затем в фонды Третьяковки и снова в решение суда - уже о реабилитации и возвращении конфискованного, в документы о покупке картины у Руслановой.
Вот как-то так, я полагаю.
У Зинаиды Евгеньевны Серебряковой был некий шанс исправить название при подготовке большой выставки её работ, первой в СССР (1965 г.), когда шла переписка между ней, живущей в Париже, и устроителями выставки из Москвы. Среди прочего, её, очевидно, запрашивали и о названии данной картины. Но, не желая создавать дополнительные сложности, она согласилась с закрепившимся названием - об этом упоминается в её письме дочери Татьяне Борисовне Серебряковой.
.
.
Скрины писем Серебряковой - из книги В. Князевой "Письма. Современники о художнице".