Для императрицы Екатерины II главным побуждением исследовать цель и дух этого общества, была уверенность, что сын ее, наследник престола, расположен оказывать покровительство этому учреждению, доверившись некоему Плещееву, состоявшему при нем в качестве секретаря по морскому ведомству и горячему стороннику новой секты. Разоблачение вредных замыслов Иллюминатов, процесс их предводителя Вейсгаупта, их сношения и связи с некоторыми из вождей Французской революции, ставшей страшилищем для государей, заставили Екатерину принять меры против общества Мартинистов в ее владениях.
.
.
Московский генерал-губернатор князь Прозоровский получил приказание учредить надзор за поведением и перепиской членов новой ложи и, в случае надобности, открыто действовать против них. К нему поступали разные доносы, из которых наиболее важным был от князя Гавриила Гагарина, в то время тайного советника и обер-прокурора при Московском Сенате.
Этот человек был гроссмейстером главной Масонской ложи в Москве и решился примкнуть к Мартинистам, но, узнав, что им грозит гонение, счел за лучшее избавится от всякой ответственности и выслужиться посредством разоблачения вверенных ему тайн. Он сделался предателем единственно из страха, ибо был одним из тех, которые выражали наиболее преданности великому князю Павлу Петровичу и позволяли себе осуждать правление Екатерины; это был человек умный, опытный в делопроизводстве, но корыстный, склонный к пьянству, погрязший в долгах и никем не уважаемый.
Пока князь Прозоровский старался обнаружить замыслы Мартинистов и добыть против них верные улики, было перехвачено письмо от Баварских Иллюминатов к Новикову, написанное мистическим слогом и на ясное толкование которого невозможно было его склонить. Г-н Олсуфьев, советник Московской Уголовной Палаты, был послан в деревню Новикова (где он жил) с приказом арестовать его и взять все его бумаги. .....
В бумагах Новикова нашли список членов общества Мартинистов. Новиков был перевезен в Петербург. Сначала его посадили в крепость. Но князь Прозоровский, по изветам некоторых отступников от общества, донес, что за бывшим у них ужином 30 человек метали жребий, кому из них зарезать императрицу Екатерину, и что жребий пал на Лопухина. По этому поводу допросили Новикова, который ни в чем не сознавался; он был отправлен в Шлиссельбург и заключен в тюрьму.
Князь Прозоровский приложил много старания для разоблачения цели общества. Он открыл то, что всегда открывают в таинственных согласиях, т.е. несколько ловких обманщиков и тысячи простодушных жертв. Эти слабые умы надеялись приобрести царствие небесное, куда их прямо ведут их руководители, которые проповедовали им пост, молитву, милостыню и смирение, присваивая себе их богатства, с целью очищения душ и отрешения их от земных благ.
Из ЗАПИСКИ О МАРТИНИСТАХ Ростопчина Фёдора Васильевича, сделанной им в 1811 году для великой княгини Екатерины Павловны, сестры Александра I.
--------------------------
Павел I, сразу после смерти Екатерины II, освободил Новикова и всех замешанных в деле мартинистов, многие из них были щедро вознаграждены. Был освобожден от надзора И. В. Лопухин, князьям Трубецким разрешено выехать из деревень, куда они были сосланы. Из Сибири был возвращен Радищев. Отличены М.М. Херасков, И.П. Тургенев и орловские масоны Карнеев и Ленивцев. Князь Н.В. Репнин произведен в фельдмаршалы на третий день по воцарении Павла.По восшествии на престол императора Александра I, мартинисты не подвергались ни стеснениям, ни преследованиям, напротив, явные и тайные масонские общества множились вплоть до декабря 1825 года.