В Акте о престолонаследии Павла I содержалось положение: «Государи Российские суть Главою Церкви». В Основных законах Российской империи это положение оставалось, но комментировалось так: «Император яко Христианский Государь, есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры и блюститель правоверия и всякого в Церкви Святой благочиния. … В сем смысле Император в акте о наследии престола (1797 апр. 5) именуется Главою Церкви» (СЗРИ, гл.7, ст.64).
Император Александр I, "в сем смысле именуемый Главою Церкви", в записке для своей сестры, великой княгини Екатерины Павловны «О мистической словесности», ясно излагал свои религиозные взгляды:
.
.
Александр I понимал Церковь следующим образом:
"В начале своем она (христианская религия) не что другое была, как таинственное общество. В Иерусалимскую церковь никто не был допускаем без испытаний и очищений.
Политика государей превратила сие таинственное учение в общенародную религию. Но, открыв обряды, политика не могла обнаружить таинства.
Следовательно, и ныне, как и всегда, есть Церковь внешняя и есть Церковь внутренняя.
Основание учения в обоих Церквах есть одно и то же: Библия, но в первой известна одна буква, а во второй преподается ее разум.
Есть бесчисленное множество писаний, изданных для внешней Церкви. Систематическое их изложение называется Богословиею.
Есть также не столь большое, но довольно значащее число писаний, изданных для внутренней Церкви. Состав их называется Богословиею Таинственною или Мистическою. Под сим именем не должно разуметь одной какой-либо системы (ибо нет точного систематического изложения сего рода богословия), но должно разуметь все вообще сочинения, к сему роду принадлежащие. Они известны под разными именованиями, как-то Euvres Spirituelles, Theosophigues, Ascetigues etc. "
Все эти сочинения Александр I разделял на три класса.
К первому классу он относил сочинения теоретические - Бёме, Сведенборга, Сен-Мартена, Юнга-Штиллинга. Второй класс - писатели, которые «питают ум, но ближе идут к сердцу» -- «Исповедь» блаженного Августина, произведения Мальбранша, «Божественная философия», избранные сочинения г-жи Гюйон и католического архиепископа Фенелона, сторонника квиетизма. Третий класс мистических сочинений, «показывающих практический путь» он считал наиболее полезным и относил сюда сочинения Таулера, Франциска де Саля, Терезы (Авильской?), а также «Подражание Христу» Фомы Кемпийского.
Александр I полагал, что, при всех отличиях, главные религиозные начала одинаковы, так как основаны на божественной истине, а самый надежный путь к ней - это следование нравственным практическим предписаниям указанных авторов.
.
Далее он дает сестре реестр книг:
.
.
В конце своего реестра он добавляет:
"NB. Все сии книги есть чистое золото без примеси.
Но основание всех их есть Св. Писание.
Для удобности чтения Св. Писания есть на французском Morale de J.Christ et des Apôtres
На российском: Четвероевангелие."
Святоотеческое наследие вообще не входило в круг интересов Александра I, как и его отца.
----------------------------------
Императору не обязательно было состоять в масонской ложе. Экуменизм и оккультизм можно было исповедывать и в рамках официальной господствующей церкви.
Православием при императорском дворе и среди высшей аристократии тогда и не пахло.