Во время оно, - а точнее, в 1071 году, при Глебе Святославиче, - волхв объявился в Новгороде, он проповедовал людям, представляясь богом, и многих прельстил, чуть не весь город. Говорил, что предвидит всё и, хуля веру христианскую, уверял: "перейду по Волхову перед всем народом".
И началась в городе смута великая, и все поверили ему и хотели погубить епископа Федора. Епископ же Федор, взявши честной крест и облачившись в ризы, встал перед народом и сказал: "Кто хочет верить волхву, пусть идет за него, кто же верует кресту, пусть идет к нему".
И разделились надвое: князь Глеб и дружина его стали около епископа, а люди все пошли за волхва. И была смута между ними.
Глеб же, взяв топор под плащ, подошел к волхву и сказал ему:
- "Знаешь ли, что завтра случится и что сегодня до вечера?".
- "Провижу всё" - ответил тот.
- "А знаешь ли, что будет с тобою сегодня?" - спросил Глеб
- "Чудеса великие сотворю" - отвечал волхв
Глеб же, вынув топор, разрубил волхва, и пал он мертв; и люди разошлись.
.....
Так завершились дебаты между Глебом и волхвом - наглядным и бесспрорным разоблачением волхва с помощью топора.
.
.....
Важно отметить, что епископу Федору и князю Глебу с дружиной противостояли все жители Новгорода - "людие вси", как сообщает летопись, - среди которых были и местные бояре, и богатые купцы, и ремесленники, и прочий люд. И все они разбрелись по домам, - надо полагать, в глубоких раздумьях о вере: о языческой вере своих отцов и о новой христианской вере, в которой им еще только предстояло укрепиться.
Летописный текст:
В лѣто 6579 [1071] .... Сице бѣ волхвъ въсталъ при Глѣбѣ в Новѣгородѣ; глаголашеть бо людемъ, творяся акы богъ, и много прельсти, мало не всего града: глаголашеть бо, яко провѣде вся, и хуляшеть вѣру крестияньску, и тако глаголаше, яко «преиду по Волхову пред всѣми людьми».
И бысть мятежь въ градѣ великъ, и вси яша ему вѣру, и хотяху побити епископа Федора. И епископъ же Федоръ, вземши честныи крестъ и оболчеся в ризы, и ста пред народомъ, и глагола им: «аще хощете вѣру няти волхву, тои за него да идет; аще ли вѣрует къ кресту, да идеть к нему».
И раздѣлишася на двое: а князь Глѣбъ и дружина его сташа у епископа, а людие вси идоша за волъхва; и бысть мятежь междю ими.
Глѣбъ же, въземъ топоръ под скуд, и прииде къ волхву, и рече ему: «то вѣси ли, что утро хощеть быти, что ли вечеръ». Он же рече: «провидѣ вся». И рече Глѣбъ: «то вѣси лѣ, что ти днесь хощеть быти». Он же рече: «чюдеса велика створю». Глѣбъ же, выимя топоръ, ростя и, и паде мертвъ; и людье разидошася. ...
(Цитируется по ПСРЛ, т.3. Новгородская первая летопись)
Для справки:
Епископ Феодор - скончался от укуса бешеной собаки в 1078 г., погребён в Новгородском Софийском соборе
Глеб Святославич - князь тмутараканский, князь новгородский - был изгнан из Новгорода, бежал, убит в 1078 году чудью заволочской, похоронен в Чернигове.