Шувалов был из числа ближайших бояр, обер-камергер и Университета московского главный попечитель. Им учреждено было сие училище в царствованье Елизаветы, при которой род Шуваловых отличною украшался доверенностию престола. Шувалов долго жил в Париже и нагляделся на образ воспитания молодых россиян, приезжающих туда обучаться. Он, наклонен будучи к пользам отечества своего, любя истинное просвещение и питая пристрастное чувство к российскому университету, убедил отца моего записать меня в оный. .... Я записан в Университет московский и принят по предварительном экзамене в латинском и французском языках.
С одобрения двух профессоров, Чеботарева и Аничкова, назначено мне ходить в следующие классы, а именно: к профессору Барсову слушать поэзию, к Аничкову логику и метафизику, к Рейхелю всеобщую историю, к Чеботареву российскую высшую словесность, к Росту физику, а у протопопа Петра Алексеевича толковали мне Катехизис и Закон Божий.
Университет имел при себе в одном и том же составе гимназию, где обучались ученики низшего разряда разным приуготовительным предметам. Из нее поступали в вышепоказанные классы к профессорам те только ученики, кои заслуживали повышения в студенты, и хотя я не был студентом еще, но удачный мой опыт на экзамене отворил мне вход в профессорские лекции, и я начал их слушать ежедневно от 8 часов до 12 утра и от 2 до 6 пополудни.
....Таким образом начал я учиться с сентября месяца. Директор Университета г. Приклонский оказывал мне полное покровительство, куратор, престарелый и добрый Мелиссино, являл мне часто знаки своего благоволения, господа профессоры принимали во мне участие непритворное, студенты, сотоварищи мои, были ко мне ласковы, оставалось самому не быть лениву и пользоваться временем. О! Сколь много обязан я был трудам каждого из них, а наипаче родительским стараниям! ....
.... В июне бывают ежегодные экзамены в науках. Университет целый месяц ими занимается, а 30-го числа оканчиваются они публичным торжественным актом, на котором дают награждении учащимся. ...Я получил награждение из российского класса г. Чеботарева, который принадлежал к гимназии и преподавал уроки свои ученикам. Оно состояло в книге с надписью золотыми буквами «За прилежание»; книга эта доныне у меня хранится как памятник юношеских моих успехов. Мне даны были некоторые сочинении Ломоносова в большой in quarto**. Не дорога книга, но цель сего подарка. По экзаменам высших классов я удостоен производства в студенты, публично провозглашен им при многочисленном собрании зрителей в аудитории и из рук г. директора Приклонского получил шпагу как отличительный знак студента, получающего, по установлениям Университета, вместе с академическим сим названием право на чин офицерский при выпуске. Кто бы на моем месте не обрадовался такому быстрому полету?
----------------------------------
Это трогательное воспоминание о Московском университете 1770-х годов князя И.М. Долгорукова из его книги "Повесть о рождении моем, происхождении и всей жизни..." (т.1)
Остается только добавить, что практически все лица, упомянутые в приведенном фрагменте, были не просто учеными, а учеными масонами:
Шувалов Иван Иванович (1727-1797), фаворит императрицы Елизаветы Петровны, попечитель Московского университета, был членом масонской ложи, (возглавляемой Р.И. Воронцовым). Его называли «министром новорожденного русского просвещения».
Мелиссино Иван Иванович (1718-1795) - член масонской ложи «Молчаливости» (Скромности). Будучи обер-прокурором Св. Синода в 1763-1768 годах, предлагал "углубить" затеянную Екатериной секуляризацию. В составленных им «Пунктах» (в проекте наказа синодальному депутату в законодательной комиссии 1767 г.) предлагал реформировать русскую церковь - отменить посты, поклонение иконам и мощам, требы по усопшим, сократить церковные службы, упростить разводы, разрешить епископам жениться и т. п. Члены Синода, однако, уклонились от обсуждения «Пунктов»; по-видимому они не получили поддержки и у Екатерины II, что привело к отставке Мелиссино в октябре 1768. Уволенный от должности обер-прокурора, Мелиссино по собственной просьбе был назначен Екатериной II на должность куратора Московского университета, которую он исполнял до конца жизни.
Чеботарев Харитон Андреевич (1746-1815) - был членом масонских лож «Равенство», «Озирис», «Трех знамён» В 1782 году стал руководителем (мастером стула) ложи - «Сфинкс». В 1785 году был принят И. В. Лопухиным в Орден розенкрейцеров, орденское имя его было «Tithonus a Terruca». Чеботарёв Х. А.был другом Николая Ивановича Новикова, секретарем Дружеского учёного общества.Аничков Дмитрий Сергеевич (1733-1788) был масоном. О его диссертации архиеп. Амвросий (Зертис-Каменский) предоставил Св.Синоду резкий отзыв: автор «явно восстает противу всего христианства, богопроповедничества, богослужения; опровергает Священное Писание, богознамения и чудеса, рай, ад и дьяволов, сравнивая их с натуральными и небывалыми вещами, а Моисея, Самсона и Давида с языческими богами; в утверждение приводит безбожного Эпикура, Люкреция, да всескверного Петрония» (цит. по pravenc.ru/text/115530.html)
.
Впоследствии, с разгромом московского масонства, центр "новорожденного русского просвещения" переместился в Петербург, первым ярким проявлением чего стало восстание декабристов. И пошло-поехало.
Ничего нового нет в современном экуменизме, глобализме, оккультизме и прочих "измах", это всё началось еще тогда, в XVIII веке, и с тех пор только обросло новыми терминами - как конституция США поправками.
Ведь именно американскую конституцию брали за образец декабристы Рылеев и Муравьев.
И сейчас ее обожают наши либералы из "пятой колонны" - независимо от того являются ли они членами современных масонских лож или модернистами от РПЦ.