Apr 12, 2021 23:24
Павел Алеппский в Путешествии Антиохийского патриарха Макария в Россию в 1654 -1656 г.г. пишет:"Облобызавшись со всеми, Никон стал во главе То же самое сделал наш учптель, целуя в уста всех и говоря: „Христос воскресе“.... Затем вышли и стали в обычном, порядке в нарфексе. Патриарху поднесли в коробах красные яйца. Первому Никон дал нашему учителю три яйца когда с ним похристосовался, затем дал архиереям по два и архимандритам с иереями каждому по одному яйцу, когда их обходил."Конечно, красные - это главный цвет пасхальных яиц со времен Марии Магдалины, поднесшей яйцо Тиберию, как говорит предание.
Но вот у К. де Бруина, описывающего свое пребывание в Московии в 1701-1703 г.г., в гл. VII читаем:
"....Встречаясь, русские дарят друг друга пасхальными яйцами, что продолжается и в течение четырнадцати следующих дней. ..... Наиболее употребительный цвет, в который окрашивают эти яйца,- цвет голубой сливы, но есть и зеленые, даже белые, весьма хорошо окрашенные краской, наконец, есть и расписанные очень искусно яйца, стоящие от двух до трех риксдалеров каждое. На многих делается надпись: «Христос воскресе!». ...... Мне также принесли двенадцать или четырнадцать таких яиц, весьма чисто окрашенных женщинами. В старину такие взаимные одарения пасхальными яйцами считались делом важным, но с некоторого времени это очень изменилось, как и все остальное. Впрочем, русские вельможи и иноземные купцы поздравляют еще пасхальными яйцами ныне царствующего государя и получают взамен подобные яйца из его собственных рук; но вообще это уже теперь как-то не в большом употреблении."
Вон оно как, - оказывается, при Петре I наиболее употребительным цветом пасхальных яиц был цвет голубой сливы. Про красный цвет К. де Бруин вообще не упоминает. Может, он был дальтоником? Вряд ли, он же художник.
Скорее всего, Петр I настолько далеко зашел в искоренении традиций, что и цвет пасхальных яиц поменял на нечто из немецкой слободы - это там вроде бы кролики несли зеленые и голубые яйца.
обряды и обычаи