О технологических "мытарствах"

Mar 08, 2021 02:21



Духовная жизнь в эпоху технологических «мытарств»
Из доклада митрополита Калужского и Боровского Климента (Капалина) на Международной научно-богословской конференции «Бог - человек - мир» 2 марта 2021 года в Сретенской духовной семинарии.
.


.
"О цифровой дисциплине. В мире информационных технологий жизнь человека становится максимально открытой. Частота сердцебиения может точно измеряться обычными ручными часами, и эти сведения доступны для обработки удаленного сервера на другом конце планеты.
Сегодня для получения доступа к любому электронному сервису необходимо дать согласие на сбор и обработку личных данных. Без них смартфон, который есть у большей части населения планеты, превращается в примитивный телефон. [....]
Сбор данных в современном мире подобен сбору пошлины мытарями во времена земной жизни Христа. Никто не может пройти беспрепятственно мимо стола сборщика подати. Большинство жителей планеты уже в этом столетии ощутит всю силу «технологической мытницы». Позволительно ли давать подать новому кесарю? Ответ на этот вопрос тот же, что дал Христос две тысячи лет: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22, 21)." (http://sdsmp.ru/news/n9243/)
--------------------------------------------------
"Позволительно ли давать подать новому кесарю?"  - митрополит не упоминает, что такой вопрос Иисусу задали не Его ученики, а фарисеи и иродиане, искавшие "как бы уловить Его в словах".

Во времена земной жизни Христа в Галилее и Иудее были одновременно две системы налогооблажения - римская и своя, иудейская.

Своя система налогов была основана на  ветхозаветном установлении о десятине, уплата которой относилась к одному из проявлений добродетели. Десятиной облагалось всё, фарисеи давали даже с полезных трав (вспомним: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. Мф.23:23). Кроме того, были платежи, связанные с шедшей тогда реставрацией и перестройкой Храма: Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы?... (Мф.17:24-27, они дали статир, вынутый изо рта рыбы, т.е. четыре драхмы).  Все эти налоги считались добровольными.
Римские налоги были принудительными. Процесс сбора налогов контролировали сами римляне, действуя через иудейских мытарей (в сущности, колаборационистов, пошедших на службу к захватчику - за это мытарей презирали и сторонились) или напрямую, и в случае необходимости использовали наемных солдат-самаритян.
Для уплаты налогов предназначались, в основном,  римские монеты - серебряные динарии и золотые ауреусы  (они равнялась двадцати пяти динариям). Этими деньгами римляне оплачивали работу и приобретаемые ими товары, и их же требовали обратно в качестве налогов, которые шли в имперскую казну. Ненависть иудеев к монетам с изображением императора объяснялась как прямым нарушением второй заповеди, так и напоминанием об их зависимости от римлян.
Святитель Филарет (Дроздов) поясняет:
"Когда Иудея покорена была Римлянами, тогда неприятная обязанность платить подать Римскому кесарю сделала для многих занимательным вопрос: «Позволительно ли давать подать кесарю или нет?» Иродиане и фарисеи имели об этом противоположные мнения. Иродиане утверждали, что должно платить подать кесарю, и противников этого мнения почитали мятежниками. Напротив, фарисеи полагали, что Иудеи, как народ Божий, должны, в отличие от языческих народов, платить только одну дань - Богу на Его храм, и что платить подать Римскому кесарю, идолопоклоннику, - значит оскорблять истинного Бога.
Как же эти люди, имеющие противоположные мнения, соединяются теперь, чтобы действовать заодно? Они отлагают на время свою вражду, чтобы общими силами сделать зло ненавистному тем и другим Учителю истины. Вот их расчет: если Он скажет, что позволительно давать подать Римскому кесарю, то фарисеи провозгласят, что Он изменил народу Божию и Богу, и таким образом опровергнут в лице Его достоинство посланника Божия и веру к Нему народа. Если же скажет: непозволительно давать подать кесарю, то иродиане донесут на Него римскому правителю, как на мятежника, и подвергнут Его суду смертному. Не правда ли, что сеть крепко связана и ловко расставлена: как бы уловить Его в словах?».
Христос ответил фарисеям и иродианам: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу»
"Платить дань не значит давать, но отдавать должное; и в подтверждение этого Он указывает на изображение и надпись. А чтобы они (фарисеи)  не сказали: «Ты подчиняешь нас людям?», прибавляет: а «Божие Богу». И людям надобно воздавать должное, и Богу - то, чем мы в отношении к Нему обязаны. Поэтому и Павел говорит: «отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь» (Рим. 13:7). Впрочем, когда ты слышишь: «отдавайте кесарево кесарю», разумей под этим только то, что нисколько не вредит благочестию; все противное благочестию не есть уже дань кесарю, но дань и оброк дьяволу." (Иоанн Златоуст. Беседа 70 на евангелие от Матфея)

Не удивительно, что мы - законопослушные граждане - даем подать своему государству в самых различных видах и формах.
Удивительно, что мы добровольно признали заморскомого электронного кесаря, добровольно платим ему пошлину - добровольной зависимостью от его цифровых платформ и сервисов,  добровольным согласием на сбор и обработку личных данных для получения доступа к его  ресурсам ради своего удобства и удовольствия.
И утешаем себя тем, что это ни в коем случае не вредит благочестию.
Так действительно ли "сбор данных в современном мире подобен сбору пошлины мытарями во времена земной жизни Христа" ? Или ссылкой на ответ Христа митрополит лишь успокаивает совесть - свою и паствы?"Говорю Тебе, что нет у человека заботы мучительнее, как найти того, кому бы передать поскорее тот дар свободы, с которым это несчастное существо рождается. Но овладевает свободой людей лишь тот, кто успокоит их совесть." ("Великий инквизитор" Достоевского)

благочестие, духовенство, симфония властей

Previous post Next post
Up