Границы между странами практически перекрыты уже почти год. Казалось бы, на смену идеям глобализации приходит изоляционизм. Но - нет. Однотипные действия правительств разных стран по отношению к своему населению, следование указаниям, исходящим из подразделений единого центра, свидетельствуют о том, что глобализация идет ускоренными темпами. По этой теме была хорошая статья, актуальная на сей день, привожу ее в сокращении:.
Протоиерей Александр Салтыков. Глобализация и национальная культура.
журнал «Мир Божий», №11,2005
Глобализация - это процесс, в огромной степени обусловленный фантастическим развитием современных технологий и связанных с ними в первую очередь изменениями в экономической, социальной сферах жизни человечества. Эти успехи имеют безусловно глобальный характер, затрагивая не только все сферы жизни человеческой, но также и жизнь природы, и притом в планетарных масштабах. Глобальное - это, конечно, всеобщее, но по отношению к чему оно всеобщее? Конечно, в первую очередь по отношению к человеку.
Итак, человек является центром глобализации, которую он устраивает сам для себя. Поэтому главное в глобализации - это ее идеология, ее понимание подлинной ценности человека. Вопрос в том, какова идеология глобализации, где и в чем корни этой идеологии того «нового порядка», того будущего устройства общечеловеческого существования, которое в настоящее время активно выстраивается в масштабах всей планеты. Сами по себе успехи науки и техники, хотя бы частичное улучшение условий жизни и расширение человеческих возможностей - не вызывают никаких нареканий. Но оценивать это явление следует, несомненно, с таких позиций христианского вероучения, в которых Церковь учит нас о конечных, «глобальных» судьбах человечества и всего мира. [...]
Глобализация, как план создания мирового государства - не новость, как известно, во всемирной истории. Всякий крупный завоеватель всегда мнил себя покорителем мира. И это весьма существенно, что идея объединения всего человечества под властью одного правителя-диктатора по существу всегда жила в человечестве, она легко пробуждалась в любом народе, который вдруг достигал по каким-то причинам значительного превосходства над соседними государствами и народами. История полна таких примеров...
Мы говорим сейчас о завоевательных войнах. Это наиболее древний и наиболее простой срез глобализации. Есть и другие срезы, и их столько, сколько запросов и потребностей у отдельного человека и человеческого общества в целом. Стратегия глобализации в наше время является поистине всеохватывающей. В силу этого глобализацию можно рассматривать как своего рода явление современной культуры, если понимать культуру, как среду обитания, которую человек организует вокруг себя. Говоря об этом, мы имеем в виду не только художественные формы, но все, созидаемое человеком - государственное устройство, состояние правового сознания, систему образования и воспитания, формы религиозной жизни, экономику и прочее. И здесь на всех уровнях происходит неизбежное столкновение всякой национальной культуры с глобализацией.
Глобализация, именно, есть так же создание некоторой среды обитания, которая по определению претендует на всеобщий характер. Всеобщность - это, конечно, не страшно: в человечестве действительно очень много общего, единого, мы все происходим от Адама и Евы и слишком часто забываем о своем исконном родстве. Но эта родовая общность человечества понимается очень по-разному, что, именно, и связано с многообразием национальных культур. В глобализационном проекте вопрос о национальных культурах по существу решен и предрешен.
Глобализаторы (позволим себе употребить этот термин) прежде всего, выдвигают тезис о всеобщем равенстве культур.
Тема равенства, как известно, является любимой темой некоторых философий. Не вдаваясь слишком в глубь, ограничимся невольным воспоминанием о том, чего уже стоило России стремление к пресловутому равенству прав и возможностей человека в минувшем столетии. .... Имеет ли этот печальный опыт какое-либо отношение к современным глобализационным проектам? Думается, что имеет, и самое прямое. Ведь коммунистическая идеология является всего лишь одним из вариантов глобализации. Всем известно, что целью коммунизма было и есть его распространение на все народы всего мира. Но эта идеология слишком прямолинейна и потому достаточно примитивна. Как мировое явление она, надо надеяться, навсегда ушла в прошлое, но лишь для того, чтобы уступить место в борьбе за мировое первенство и владычество другим силам. ...
На самом деле, пресловутый тезис равенства культур в условиях глобализации предполагает некие плохо скрытые цели. Ведь понятно, что всеобщность глобализации кроме прочего характеризуется тем, что это - далеко не стихийный процесс, а хорошо планируемая, тщательно продумываемая деятельность, направляемая и разрабатываемая при посредстве мощных аналитических центров, перерабатывающих мировую информацию согласно задаваемым задачам.
Одна из этих целей - вытеснение всякой местной культуры сверхкультурой глобализации. В экономическом плане глобализация рассматривает культуру, прежде всего, как рынок, приносящий доход, на котором местная культура является конкурентом. Для его вытеснения существуют всем известные пропагандистские и иные приемы. В общем, как в любой конкуренции, все приемы годятся. При этом рыночный подход к культуре производит ее резкий упадок, поскольку целью становится не сама культура и соответственно, не высокие запросы личности, которые всегда и порождали настоящую, подлинную культуру, а борьба за до- ход с нее. В результате начинается все более интенсивный процесс подмены истинной культуры - псевдокультурой, которая, как всякая ложь, обладает большой агрессивностью и уничтожает подлинную культуру, поскольку выдает себя за нее и ставит себя на ее место. В понятие культуры вкладывается новый смысл, прямо противоположный его подлинному смыслу. [...]
И этот упадок культуры в свою очередь является одной из целей глобализации, поскольку глобализаторы не заинтересованы в развитии человеческой личности вне строго планируемых и управляемых контингентов. Создается новая мифология культуры, которая готовит поистине нового человека, полностью оторванного от исторических корней и исторических ценностей. ... Итак, культура - не как средство развития личности, а как средство обезличивания.
Еще один аспект теории равенства культур - связь культуры и духовных основ.
...В отношении духовных начал задачи, которые ставит перед собой глобализм, достаточно известны: заменить все религии некоей новой экуменической сверхрелигией, в которую войдет, как уверяют, «все лучшее» из отдельных религий. Это задача не на ближайшее будущее, однако подготовка ведется. При этом фактическое отношение к разным культурам у глобалистов вовсе не одинаковое: так, например, когда в Афганистане местные фанатики взрывали статуи Будды, по всему миру велась огромная компания в защиту этих статуй, как ценного мирового культурного наследия; когда же в Косове такие же фанатики стали взрывать православные храмы, их никто не остановил, - и даже ЮНЕСКО не выступило в защиту этих древних и совершенно уникальных христианских храмов. Нам представляется, что это проявление типичного глобалистского подхода, который заставляет сделать вывод о разном отношении глобализма, - в прямом противоречии с заявлениями,- не только к культурам, но и к религиям. Из этих общеизвестных и с поверхности взятых примеров явствует, что, например, буддизм более приемлем, а Православие - гораздо менее приемлемо для глобалистской идеологии. ...
Глобалистская псевдокультура охотно использует низменные наклонности для завоевания новых адептов и целых регионов. Повсюду подлинные культурные запросы подменяются индустрией развлечений и поверхностно эстетизированным комфортом, отбивающими стремление к высокому и духовному, нивелирующими личность.
Для глобализма наиболее приемлемы всевозможные оккультные системы, которые охотно используются глобалистами в их собственных целях увеличения своего влияния. Магия - это примитивно, но эффектно. Будущую культуру (вернее, псевдокультуру) глобализма можно скорее всего представить, как оккультно-магическую. Поэтому глобализм охотно поддерживает примитивные языческие культы, представляя их как явление именно национальных культур и лицемерно выставляя себя их защитником. [...]
Вообще глобалистская идеология склонна рассматривать религию как часть культуры, в то время как христианство рассматривает религию как основу всех жизненных проявлений.
Можно, по нашему мнению, утверждать, что чем больше культура ориентирована на внутреннее развитие личности, тем враждебнее воспринимает ее глобализм. Наибольшее внутреннее развитие человеку дает, конечно, Православная культура. Кроме того, христианская культура в целом и, в особенности, православная культура не замыкается в узких национальных границах, она всегда вселенски ориентирована, она - православная культура - аскетична и вместе с тем высоко эстетична, в ее центре стоит совершенная Личность - Личность Богочеловека. Она последовательно основана на евангельском законе. Православная культура имеет, конечно, свои варианты исторических национальных форм, однако у всех исторически православных народов они близки, родственны друг другу, легко узнаются и взаимно используются.
В борьбе с православной культурой глобализм делает установку прежде всего на изменение национального менталитета, о чем неоднократно публично заявлялось, - через максимальное сближение с западным менталитетом, с одной стороны; и через максимальное разобщение национальных православных культур, через поощрение национализма в религии и в культуре, развитие отдельных местных элементов, - с другой стороны. [...]
Именно духовным порабощением особенно опасен глобализм для народов всего мира. А духовное порабощение несет за собой и физическую гибель. Если русский народ поймет эту опасность, почувствует свою ответственность и вернется к искреннему почитанию Бога, если он вновь полюбит Иисуса Христа - Господа, то бытие мира еще продлится. В противном случае мир будет очень быстро задушен глобализмом.