Превратности моды

Oct 09, 2020 10:16

Русский царь Петр I  указом 1701 года запетил носить "русское платье"  не только мужчинам, но и женщинам: «женскому полу всех чинов носить платье, и шапки, и кунтыши, а исподнее бостроги, и юбки, и башмаки немецкие, а русского платья, <...>  отнюдь не носить»
Немка Екатерина II, наоборот, повелела дамам на придворных балах быть в "русских платьях", т.е. в парадных платьях особого покроя.
Официальное "русское" платье XVIII в. было сочинено так же, как, по словам С. Н. Глинки, "Екатерина сочинила царствование свое".  Искусствоведы-историки моды считают, что впервые подобный "национальный" костюм появился на  картине А. Лосенко "Владимир и Рогнеда" 1770 года.  Однако, известен портрет Екатерины II в кокошнике и шугае, написанный  Виргилиусом Эриксеном в 1769 году:
.


.


А. Лосенко "Владимир и Рогнеда" 1770 г.
.

Чем дальше уходила династия от исконных романовских корней, тем больше и нарядней становились кокошники императриц, приближаясь по размеру и декору к кокошнику царицы Марфы Апраксиной, в котором она изображена на парсуне:


Царица Марфа Апраксина (жена Федора III Алексеевича). 1681-1682 г., ГРМ.
.


Стефано Торелли. Портрет Екатерины II в "русском" платье.



А. Малюков. Портрет Александры Федоровны (жены Николая  I ), 1836 г.



И. Макаров. Портрет Марии Александровны (жены Александра  II ), 1850-е г.г.
.

При Императоре Александре I каждый год 1 января устраивался так называемый народный маскарад в Зимнем дворце, на котором «царь и народ сходились в общем ликовании». Дамы были в «...в кокошниках и русских платьях. Общее впечатление было великолепно <...>. Если я не ошибаюсь, эта декорация была придумана при Императрице Екатерине II », - вспоминал граф В. А. Соллогуб.
.


А. И. Ладюрнер. Гербовый зал Зимнего дворца. 1834 год.
.
Специальный указ 1834 года узаконил характер парадного женского костюма. Цвет бархата и узор золотого или серебряного шитья определялись рангом владелицы. Покрой платья всем по одному образцу: очень длинные откидные рукава с открытой проймой, спускавшиеся почти до колен, подчеркнутая декором и планкой с пуговицами, как в русском сарафане. Всем дамам, как придворным, так и приезжающим ко Двору, полагалось иметь «повойник или кокошник произвольнаго цвета с белым вуалем, а девицам повязку, равным образом произвольнаго цвета и также с вуалем».
.


.
В конце девятнадцатого - начале двадцатого столетия на первый придворный бал зимнего сезона дамы являлись в придворных "русских" платьях. На левой стороне корсажа был прикреплен соответственно их рангу шифр (описанный бриллиантами вензель - отличительный знак фрейлины) или «портрет», окруженный бриллиантами (высокое отличие, дававшее звание «портретной» дамы). Платья и кокошники украшались драгоценными камнями в зависимости от степени богатства особы. Цвет  камней  должен был соответствовать цвету платья: рубины и бриллианты - при розовых нарядах,  сапфиры и бриллианты - при голубых,  жемчуга и бриллианты могли быть при нарядах любого цвета.

Журнал «Всемирная иллюстрация» писал о приеме в Зимнем дворце в 1895 году по случаю представления придворных дам императрице Александре Федоровне: «Великолепная белая Николаевская зала к половине второго часа наполнилась дамами. Тут во всем блеске выказались красота и богатство оригинального русского костюма. ... Какие тут были роскошные кокошники... какие богатые сарафаны из бархата, шелка, индейских тканей, какие богатые парча, меха на оторочках, цветы, кружево, какое разнообразие цветов и оттенков от темно-зеленых, синих до нежных и светло-зеленых, розовых, лиловых.»



Императрица Александра Федоровна в "русском" платье.
.
Наконец, не только дамы, но и кавалеры нарядились в "русские" одежды на знаменитом  костюмированном балу 1903 года в честь 290-летия Дома Романовых.
.


Вел. кн. Ксения Александровна, А.Н. Истомина, З.Н. Юсупова, М.Н. Лопухина на костюмированном балу 1903 г.



Вел. кн. Сергей Александрович, министр имп. двора бар. Фредерикс, генерал Ф.Е. Мейендорф, К.А. Горчаков
.


Офицеры Преображенского лейб-гвардии полка в костюмах стрельцов



Николай II  и Александра федоровна в костюмах - царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны.
Император Николай II в своем дневнике записал:
  11 февраля. Вторник. ... Мама и Миша не могли приехать сегодня вечером из-за слабости после инфлуэнцы. В 9 час. пошли в Романовскую галерею в костюмах времен Алексея Михайловича. Оттуда со всем семейством мимо всех приглашенных в Эрмитаж. Остановились в большой комнате и пропустили общество попарно мимо себя. Затем пошли в театр. Очень красиво выглядела зала, наполненная древними русскими людьми. После ужина был небольшой котильон, во время которого 12 пар танцовало русскую пляску. Все вышло весьма удачно и кончилось в 2 ½. Пили у себя чай с д. Сергеем и Эллой.
    13 февраля. Четверг. ... В 9 ½ начался бал в костюмах времен Алексея Михайловича в Концертной зале - повторение предыдущего для Мама. Миша тоже приехал. Бал прошел весело, красиво и дружно. Русская пляска была очень удачна. ...



Общее фото участников бала 1903 года
.
Костюмы этих "древних русских людей",  -  преимущественно, англо- и германоговорящих - были сделаны по эскизам художника С. Соломко. Удачная "русская пляска" была поставлена главным режиссёром балетной труппы Аистовым (солировали вел. кн. Елизавета Федоровна и З. Юсупова). Сплошная стилизация и театральщина.
Видимо, этот бал был кульминационной точкой, после которой совестливым людям стало неловко и невозможно играть в фальшивую костюмную "русскость". Еще только один раз, в 1904 году, состоялся бал, но скромнее и уже без всякого энтузиазма. На этом эпоха  придворных балов в "русском платье" с кокошниками закончилась. А через 10 лет  балы вообще прекратились.

мода, альбомчик, Романовы

Previous post Next post
Up