"Католики стали жертвами новаторского искусства эпохи Возрождения, когда художники в погоне за новизной и самореализацией открыли новые технологии и инструменты художественного творчества. Принцип простой: художник изобрел перспективу, светотень, анатомическую точность и т.д., а это означает, что его творчество более продвинутое, значит, более точно соответствующее действительности, а значит, более правильное и разумное. Художники быстро стали указывать заказчикам - то есть католикам - почему они неправы, и таким образом быстро захватили власть в Церкви. Микеланджело занял место духовного авторитета, место блаженного Августина. Церковь стала работать на художника, а не художник на Церковь. Итог этого хорошо виден с высоты XXI века: католики потеряли икону, их искусство выродилось, лишилось подлинно духовного содержания и превратилось просто в красивую иллюстрацию к Св. Писанию. Отнюдь не чудотворные иконы стали реальными идолами, а бездушные статуи барочных ангелочков, которые создавались, чтобы поклоняться божеству «Красоты»"
(Николай Щипков. КАНОН И НОВАТОРСТВО. Критические замечания к проектам московских храмов в честь Священномученика Игнатия Богоносца на ул. Верейская и Воздвижения Креста Господня в Митине.
https://pravoslavie.ru/126146.html)
Автора этого нелепого демарша ничуть не смущает, что московский Кремль с его соборами, стенами и башнями построен итальянцами-католиками - архитекторами эпохи Возрождения, а также и соборы в Дмитрове, Ростове Великом, Александрове и др.
Сказать, что "художник изобрел перспективу, светотень, анатомическую точность и т.д." - это всё равно, что сказать "Айвазовский изобрел море".
"Художники быстро стали указывать заказчикам ..., быстро захватили власть в Церкви. Микеланджело занял место ... блаженного Августина" - Ужас, ужас! - бойтесь, люди, и трепещите, вот набегут художники и захватят власть в Церкви, а место в Чистом переулке займет какой- нибудь новый Микеланджело, которого пока на горизонте не видать, да никто и не допустит, чтобы он появился!
"Хорошо видно с высоты XXI века", что если "католики потеряли икону", то и мы ее тоже "потеряли", только несколько позже, причем без всяких этих хлопот в виде Возрождения.
"Отнюдь не чудотворные иконы стали реальными идолами, а бездушные статуи барочных ангелочков" - про "реальных идолов" лучше промолчу, а чудотворных икон у католиков хватает, как и у нас хватает с избытком барочных ангелочков.
Невежественный "поток сознания" автора статьи, конечно, не означает, что проекты названных храмов хороши, отнюдь нет.
Но любопытно, что в статье, несмотря на подзаголовок, нет никакой критики этих проектов. Максимум, что автор смог сказать - это: "Проекты московских храмов на Верейской улице и в Митино вроде бы не нарушают буквы церковных канонов как таковых, но нарушают дух этих канонов, ..."
Где же написаны эти "буквы церковных канонов" о храмовом зодчестве? - да нигде, таковых не существует. Вместо рассуждений про дух этих несуществующих церковных канонов автор мог бы сказать о традициях, менявшихся в соответствии с историческими обстоятельствами, временем и местом - но он не сказал.
Единственное конкретное замечание в статье: "... в проекте храма на Верейской улице совершенно не учтено, что утром восточное солнце будет слепить прихожан, зато выпячено на передний план, что «крест на куполе будет выполнен из триплекса с возможностью подсветки»" - т.е. гора слов "про духовность" родила маленькую мышку, такую же маленькую, как число солнечных дней в наших широтах.
По поводу проекта храма в Митино вообще ничего не сказано, дано только фото неких "всадников без головы", держащих планшеты с какими-то невразумительными эскизами, и чья-то неведомая длань.
.
.
Картинка обрезана автором статьи не случайно. Ниже покажу полную версию этой фотографии и тогда
станет понятно, почему у него не нашлось ни одного замечания по храму в Митино.
.
http://mitino.moseparh.ru/2019/11/19/novost-patriarx-odobril-eskiznyj-proekt-xrama-vozdvizheniya-kresta-gospodnya-v-mitine/---------------------------------
Главный месседж статьи - архитекторы и художники, знайте свое место.
А место это вам покажут борзописцы-культурологи вроде автора данной статьи, всегда ухитряющиеся служить всем господам.