"Бабка надвое сказала..."

Oct 06, 2019 00:30


Интересный вопрос-ответ на сайте Пастырь (ресурс сообщества священников, созданный по благословению патриарха Кирилла на базе Пастырского Семинара и управляется его советом):
Анонимный вопрос: Все ли Таинства католиков признаются Православной Церковью?
Дорогие архипастыри и пастыри! Столкнулся с такой ситуацией. Я всегда был уверен, что Православная Церковь признаёт у католиков апостольское преемство и, исходя из этого, по икономии, признает Таинства Крещения, Миропомазания и Священства, что выражается в принятии переходящих в Православие через Покаяние (или через Миропомазание, в случае если не было Конфирмации). Более того священнослужители католической церкви принимаются в сущем сане. Согласно икономической теории правильно исполненный обряд при вхождении в Православную Церковь наполняется благодатным содержанием. Однако я был уверен, что нельзя утверждать, что Евхаристия, совершаемая у католиков - есть истинная Евхаристия. Но есть архиереи и священники, которые утверждают истинность всех таинств католической церкви.
Прошу Вас разрешить моё недоумение. Является ли Евхаристия у католиков истинной Евхаристией. Если является, то почему мы не можем с ними причащаться? Есть ли соборное или синодальное определение о признании истинности и благодатности Евхаристии у католиков?
 https://priest.today/questions/495
Отвечает  Председатель учебного комитета РПЦ, митрофорный протоиерей Максим Козлов:



Этот вопрос в Русской Церкви в Синодальную эпоху был решён, и на сегодня нет другого решения высшей Церковной власти. Мы исходим из того, что и католиков, и представителей других церквей, сохранивших исторический епископат, Древневосточных церквей, мы принимаем «Третьим чином», то есть через Таинство Покаяния, в том случае, если они имели конфирмацию (т.е. Миропомазание) в своей христианской конфессии. Если не имели конфирмации - принимаем «Вторым чином», через Миропомазание.
Эта практика являлась господствующей на протяжении двух столетий. Нет никаких решений высшей Церковной власти, которые бы её отменили.
Остаётся непростой вопрос о том, можем ли мы признавать действительной Евхаристию где-либо, кроме ограды истинной Православной Церкви. На этот вопрос нет однозначно простого ответа.
На лекциях по сравнительному богословию я обычно вспоминаю слова приснопамятного Патриарха Сергия (Страгородского), который в статье об отношении Православной Церкви к отделившимся от неё сообществам, говорил однозначно, что: «Хоть бы мы признавали и другие таинства у католиков, и у иных христиан, но поскольку они в Церковной Евхаристии не участвуют, а двух евхаристий, разделившихся между собой, не может быть, как и двух Христов, то, значит, одна из этих евхаристий не истинная. А поскольку мы верим в святость и истинность Православной Церкви, то ответ о действительности и истинности евхаристии у тех же католиков, естественно, следует».
Казалось бы, логичный и вполне понятный ответ, но если его принять - возникают другие, не самые простые вопросы, на которые тоже нелегко дать ответ.
Во-первых, такой вопрос: когда Евхаристия перестаёт быть истинной в отделившемся от Православной Церкви сообществе?

Посмотрим на него, на примере тех же католиков. 16 июля 1054 года кардинал Гумберт и единомысленные с ним легаты положили грамоту об отлучении Патриарха Михаила Керулария на престол Софии Константинопольской. Через несколько дней собор из всего 12 архиереев Константинопольской Церкви принял решение наложить отлучение на Гумберта и единомысленных с ним. Итак, допустим, 15 июля 1054 года где-нибудь в Ирландской деревне, служил какой-нибудь благочестивый монах мессу (Евхаристию по западному обряду), и хлеб и вино прилагались в Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа. А 22 июля в той же самой деревне, тот же монах служил мессу, но хлеб и вино остались хлебом и вином, и только субъективно переживались как Тело и Кровь Спасителя присутствовавшими на той мессе? Когда происходит это изменение? Тогда, когда они узнали о результатах Соборов? Тогда, когда до них дошли папские документы?Есть и другой непростой вопрос, который мы должны поставить.
Если нет подлинной Евхаристии в отделившихся по вероучительным причинам от Церкви сообществах, то её, конечно, тогда и не должно быть и в раскольнических сообществах, которые тоже не имеют полноты общения с Православной Церковью. Но мы же не говорим, что в Русской Православной Церкви Заграницей святитель Иоанн Шанхайский (Максимович), находившийся вместе с епископами Зарубежной Церкви под прещениями Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия и его Синода, не совершал подлинной Евхаристии. Канонизация святителя Иоанна, наверное, побуждает нас думать несколько по-другому. А в Македонской Церкви, сейчас находящейся в расколе по отношению к Сербской, нет Евхаристии? А в Церквах Славянских в XIX-ом веке, находившихся при обретении автокефалии часто в десятилетних расколах с Константинополем, а через него и с остальным православным миром, в эти десятилетия не было подлинной Евхаристии?
Это не самые простые вопросы. И я не хочу сказать, что на них есть однозначные ответы.
Поэтому - да, мы принимаем «Третьим чином» сохранивших исторический епископат. Да, мы не выражаем сомнения в действительности (о благодатной действенности я сейчас не буду говорить) Таинств в этих церквах.
Что касается Евхаристии - то с догматической, вероучительной и канонически авторитетной несомненностью этот вопрос промыслительно нам не открыт.
Церковь о нём не высказалась официально и однозначно, и это остаётся областью для богословского рассуждения.
-----------------------------------------

"Церковь о нём не высказалась официально и однозначно..."
20 лет назад отец Максим писал иначе:
"Практически все русские богословы определяют инославных (римо-католики, англикане, лютеране и др.) как еретиков и прямо называют их этим словом. Это справедливо даже по отношению к таким дипломатичным и осторожным в высказываниях авторам, как, например, свт. Филарет Московский.""Не претендуя на какие-либо обобщения, мы тем не менее считаем нужным отметить, что нам не удалось обнаружить ни официальных документов Русской Православной Церкви, ни высказываний наших авторитетных богословов XIX - первой четверти XX в.в., в которых сколько-нибудь определенно утверждалось бы, что те или иные инославные конфессии обладают истинной Евхаристией."
(Д.П. Огницкий, священник Максим Козлов. Православие и Западное христианство., МДА, изд. храма мч. Татианы, Москва, 1999 г., стр.159)
Именно этой точки зрения придерживался отец Максим в своих проповедях и ответах на вопросы, пока был настоятелем храма мч. Татианы (до 2012 г.). Какие удивительные развороты на 180 градусов происходят с людьми "где-то там наверху", в церковных комитетах и комиссиях.

Церковь, духовенство, обновленчество

Previous post Next post
Up