Скамейка, ну и что - скамейка? - скажете вы. В других ЖЖ вона что выкладывают - Ангкор Ват, фестиваль в Рио, гейзеры новозеландские какие-нибудь. А вы - скамейка. Честно говоря - да. Возможно, что большинству история по скамейку будет малоинтересна. Исключением станут поклонники английского писателя Джона Фаулза и его романа «Волхв».
За основными геометками «Волхва» нужно, конечно, плыть на греческий остров Спецес (в романе он выведен как Фраксос). Но есть кое-что и в Лондоне. Раньше я писал уже
про пару мест недалеко от Трафальгарской площади. А в этот приезд мы решили найти место, где происходит последняя сцена романа - объяснение Николаса и Алисон.
Напомню, Николас со своей квартирной хозяйкой Кемп идут прогуляться в погожий денек в Риджентс-парк.
«В парке нас окружили древесные панорамы, бесчисленные группки гуляющих, влюбленных, семейных, одиночек с собаками, краски, смягченные неуловимой дымкой, незамысловатой и живописной, как побережья на полотнах Будена. Мы бродили, любуясь утками, морщась при виде хоккеистов. (…)Мы зашли в чайный павильон, отстояли очередь, отыскали два свободных стула. Кемп отлучилась по нужде. Я вытащил из кармана книжку (…).
Села у прохода, наискосок от меня. (это герой уже не про Кемп, про появившуюся Алисон. - M.) Так спокойно, так просто. Смотрела не на меня, на скатерть. Я завертел головой в поисках Кемп. Но понял, что Кемп уже на пути домой».
Итак, указаний достаточно. Казалось бы. Однако в Риджентс-парке есть несколько заведений, подходящих под описание «чайного павильона» (он и в оригинале так - tea pavilion). Больше всего, пожалуй, подходит к описанию вот этот. Он достаточно вместительный, находится недалеко от пруда, где можно бродить, любуясь утками.
Однако от него Алисон идет по траве, потом кивает Николасу на скамью под деревом и смотрит на здания Камберленд-террейс. Эти здания действительно находятся на востоке парка, но от первого чайного павильона их не видно.
Мы попробовали поискать еще, и нашли еще один небольшой павильончик, где предлагали чай и кофе.
Что интересно, туалет у него находится снаружи - значит, Кемп могла легко выйти из павильона и сбежать, не будучи замеченной Николасом.
От павильона уходит тропинка как раз на восток. Идем вдоль нее, вот одна скамья, вот другая, но обе - на лужайке, не под деревьями. И вот, в конце аллеи - еще одна скамья, в тени большого дерева.
С нее, пожалуй, единственной, хорошо видно «фасад Камберленд-террейс: статуи эпохи Регентства, изящные окна…множество окон, изваяния античных божеств».
Сначала мы удивились, что скамейка такая примитивная, но потом поняли, как это подходит тексту: «Мы подошли к скамейке. Она села с краю, я - посредине, лицом к ней». Пожалуй, именно на такой скамейке можно сесть лицом к другому человеку - если сесть на скамью «верхом».
В парке есть и другие скамьи, с изящными спинками, но явно более новые. А эта… вполне могла быть свидетелем прогулок по Риджентс-парку самого Фаулза.
Он жил в Лондоне не совсем рядом с Риджентс-парком, но не очень и далеко - в Хэмпстеде - одном из ярко выраженных литературных райончиков Лондона. Сначала, когда Фаулз только переселился в Лондон, он жил некоторое время на квартире у Элизабет Кристи, с которой у него был роман (Холли-Хилл, 8). Квартира сдавалась, однако, только одной Элизабет, и когда ее не было дома, Джону приходилось прятаться, чтобы никто не догадался, что в квартире находится еще кто-то.
Потом, когда Джон и Элизабет решили жить вместе, они стали снимать квартиру сами. Одна из них была вот в этом доме, на Черч-роу, 28 (чуть подальше на этой улице жил Герберт Уэллс).
А перед этим жильем была еще квартира на Фрогнал-стрит, 55. Здесь была неприятная квартирная хозяйка, которая выговаривала им, что у них под кроватью пустые бутылки (из-под молока), а на стенах - неприличные картины (это было изображение Минотавра с огромным пенисом). Сцены, знакомые каждому, кто когда-либо снимал квартиру.
По этой вот дороге Фаулз несколько лет ходил на работу в колледж Святого Годрика, где преподавал английский язык и литературу иностранным девушкам. Шел мимо кирпичных стен, свисающей с них зелени, красных и желтых роз.
Возвращаясь обратно, может, прикупал хлеба и овощей у заезжих фермеров.
Чуть больше фотографий и карта с адресами -
вот здесь.
Другие литературные прогулки:
Алиса в стране чудес: по следам книги и фильма.
Блумсбери: литературный центр Лондона.
Прогулка по местам Джека Потрошителя.
Замок Александра Дюма в Порт-Марли.
Остров Сент-Маргерит: по следам «Железной маски».
По следам мушкетеров за подвесками королевы. Часть I,
часть II,
часть III.