Семилетний австралийский мальчик, у которого отсутствует большая часть зрительной коры, удивил врачей тем, что может видеть достаточно хорошо, чтобы распознавать лица и играть в футбол. Это, вообще-то, первый известный случай такого рода.
Несмотря на то, что он в младенчестве перенес тяжелую черепно-мозговую травму, самая большая проблема с его зрением заключается в том, что он немного близорукий. Это, безусловно, еще раз показывает, что наше серое веществе еще круче, чем нам кажется.
Выступая на конференции по неврологии в Сиднее на этой неделе, исследователи из Австралийского института регенеративной медицины в Университете Монаш представили тематическое исследование мальчика: когда ему было всего две недели отроду, он получил двустороннюю травму затылочной доли.
Другими словами, это был значительный ущерб, нанесенный его зрительной коре.
Визуальная или
зрительная кора - это морщинистая наружная часть мозга в задней части головы, ответственная за сортировку информации из сетчатки в субъективную картину.
Если быть более точным, сетчатка посылает сообщения по зрительному нерву в центр передачи - подушку таламуса, который помогает контролировать и фокусировать глаза опираясь на объекты на линии зрения.
Оттуда информация поступает на часть визуальной коры, называемую визуальной областью 1 (V1). Вот здесь и происходит настоящее волшебство.
К сожалению для героя нашей статьи, в младенчестве, он страдал от недостаточности средней цепи ацил-коэнзим-А дегидрогеназы (MCAD),состояние при котором в тканях нарушено превращение определенных жиров в энергию.
В результате он получил поражение его V1, которое должно было по крайней мере вмешаться в процесс преобразования информации сетчатки в когерентное изображение.
Но, очевидно, этого не произошло. Совсем.
«Несмотря на обширные двусторонние затылочные кортикальные повреждения, у В.I. есть развитые сознательные визуальные способности, он не слепой и может использовать зрение для навигации по своей среде», -- сообщают исследователи.
Нейробиолог Монаша Иньяки-Карриль Мундиньяно сказал Алисе Клейн из New Scientist, что никто не заподозрит В.I. в слепоте.
«Он без проблем находит дорогу, играет в футбол и видеоигры», - говорит Мундиньяно.
Известно, что поражения V1 оставляют людей с некоторыми визуальными особенностями, о которых мы обычно и не задумываемся.
Состояние известное как зрячая слепота, более или менее похоже на зрение без осознавания изображений.
Оно представляет собой способность реагировать на зрительные стимулы или «ощущать» такие вещи, как движение таким образом, что маловероятно, что человек просто угадывает.
Удивительное в зрячей слепоте - это то, что она демонстрирует, что наше чувство зрения простирается далеко за пределы того, что мы сознательно воспринимаем как картинки.
Но это не то, что испытывает B.I. В его сознании - настоящие образы.
«Кроме того, он может легко и сознательно идентифицировать счастливые и нейтральные лица и цвета, задачи, связанные с работой вентрального потока», - говорит Мандиньяно.
Возможно, благодаря тому, что нарушения сформировались в то время как B.I. был еще довольно молод, скорее всего его развивающийся мозг перенаправил информацию из сетчатки, чтобы использовать одну из других единиц визуальной коры.
Чтобы проверить это, исследователи отобразили нейронные пути его мозга с помощью магнитно-резонансной томографии.
Они в основном сосредоточены в путях между подушкой таламуса и частью зрительной коры, называемой средней временной визуальной областью (MT или V5), которая помогает обнаруживать движение.
Разумеется, этот путь оказался больше, чем ожидалось в левом полушарии, что говорит о том, что «ретрансляционная станция» подушки таламуса в начале развития приняла на себя больше функций V1.
Другая группа неврологов недавно сообщила о мозге самого молодого в мире пациента, перенесшем трансплантацию обеих рук, 10-летний Сион Харви, возвращается к паттерну, который напоминает состояние его «пред-ампутантной» коры.
funscience