Памяти Михаила Ермоловича

Apr 12, 2024 19:52



Большой Майк! Мы помним!

Сегодня ровно два месяца как перестало биться его сердце. Лучший друг Миши Александр Лаврушин вспоминает

Каким другом и человеком был Михаил Ермолович…

С Михаилом Ермоловичем мы познакомились в 2003 году, когда я пришёл юнкором в березниковскую газету «Новая газета-1». Наверное, сейчас уже не все вспомнят, что было в городе такое издание, но оно было в действительности, и было неплохим. Собрав в своё время под крышей многих талантливых авторов, газета однажды даже смогла примерить на себя роль ведущего городского общественно-политического издания.

Помню свой первый день. Я сидел в кабинете главного редактора Елены Коносовой, ждал её вердикта насчёт моей судьбы в газете. Прочитав мои «домашние заготовки», Коносова отметила, что «надо поработать с наставником», и попросила зайти в кабинет Михаила…



В проёме двери появился Миша. Ну, как Миша… «Здрасьте. Михаил Мунавирович Ермолович», - не скрывая своего недовольства буркнул вошедший, и протянул свою большую, пухлую и тёплую лапу.

Он был широк и плечист, скажем так, немножко округл, монументален и грубоват, при этом несколько небрежен в одежде и… сед. В первые минуты знакомства я, признаться, подумал, что мне дали в наставники какого-то деда. В следующие же несколько часов это впечатление абсолютно рассеялось, уступив место новым. Михаил Мунавирович оказался подвижным, дружелюбным и лёгким в общении человеком, интересным собеседником, совершенно свободно поддерживающим разговоры на разные темы. Наша разница в возрасте оказалась не слишком уж велика, как я вначале подумал, - всего 16 лет. А седина была получена им, как он сам подчёркивал, по случаю его непростой профессиональной журналистской деятельности в «лихие девяностые».

Первым его заданием для меня был… нет, не поход на репортаж, но поход за сигаретами в соседний ларёк. У «отца русской демократии», как он любил иронично себя называть, кончились сигареты, а без них он абсолютно не мог ни жить, ни работать, ни править тексты нерадивых юнкоров.

В дальнейшем Михаил сыграл немалую роль в моей личной журналисткой судьбе, воспитав во мне все необходимые навыки, привил любовь к кинематографу (он был большим любителем большого кино и даже окончил сценарное отделение ВГИКа), любовь к чтению и познанию мира через литературу. Можно сказать, это он составил для меня шорт-лист книг и фильмов, обязательных к прочтению и просмотру - произведений, которых вообще никогда не было ни в школьной, ни в университетской программах. Благодаря Михаилу мне посчастливилось пойти дальше, попасть в газету «Березники вечерние» и, в конце концов, состояться профессионально.

Многие годы мы работали бок о бок и в «Новой газете-1», и в той же «Вечёрке», куда однажды Михаил Ермолович и сам совершил своё триумфальное возвращение или «второе пришествие», как, опять же, он любил иронично подмечать; ведь ранее, ещё в середине 90-х, он там уже «хорошо наследил»… в хорошем смысле, конечно же.

Кстати, про иронию. Многие коллеги неоднократно отмечали, что Михаил был мастером увлекательной подачи материала и, одновременно же, мастером ироничного заголовка. Да, это так. Уверен, если бы однажды Михаила Ермоловича творческая судьба занесла бы в столичный «Коммерсант» или «Ведомости», он с лёгкостью смог бы возглавить там какой-нибудь «отдел первополосных заголовков» или что-то из той же оперы.

Кажется, когда-то в «Коммерсанте» в действительности бытовало что-то наподобие такого отдела, но, увы, бытовало без Михаила… Почему увы? Потому что, к сожалению, вся сила таланта Михаила Ермоловича, бурлившего внутри него, пронизывающего его душу, как мне кажется, так и не смогла полностью найти выход, раскрыться и реализоваться. А внутри родного города, со временем, его журналистский талант опять же оказался невостребованным и никому не нужным. Ведь не только живое перо и яркость подачи информации отличали журналиста Ермоловича. Его материалы был хлёсткими, и не каждому приходились по душе…

Что лично меня всегда поражало - это его умение очень качественно и скрупулезно анализировать все поступающие данные, быстро выдавая смелые и интересные прогнозы развития ситуации, которые, зачастую, сбывались на все 100 процентов. Так было и в бытность его работы журналистом, и когда он уже полностью отошёл от дел, ведя скромный блог в Живом Журнале. К примеру, так было с ковидом, когда COVID-19 только-только начинался где-то там в неведомых дебрях Китая, когда оттуда пошли самые первые непонятные сообщения о «новой неведомой заразе», когда вообще никто ещё не воспринимал всё это всерьёз, думая, что это очередная страшилка по типу «птичьего» или «свиного гриппа». Именно Михаил очень быстро проанализировал тогда все зарубежные и не только источники и написал, помню, в своём дневнике в ЖЖ, что грядёт новая глобальная угроза - эпидемия, которой старый свет давно не видел, и вряд ли к ней готов. Как мы видим сейчас, прогноз сбылся, а к Мише Ермоловичу с тех пор приклеилось новое забавное прозвище - «Ванга».



Миша и Саня

Но самое главное, что я буду ценить и помнить всегда - это уроки правды, преподанные Мишей. Оставаясь всю жизнь абсолютно честным человеком, не нажившим практически ничего, Михаил Ермолович всегда следовал своим жизненным принципам и убеждениям, верил в торжество добра над злом, правды над ложью. Он верил в свободу, верил в лучшие времена для страны и народа, верил, что когда-нибудь, возможно, ему представится случай вновь вернуться в профессию, которую, без сомнения, он любил, хотя и справедливо ругал в последние годы. Его позиции по многим вопросам некоторым казались слишком радикальными, другие вообще не хотели слышать то, что он говорил, предпочтя откреститься от общения. Но, как говорил сам Миша: «Бог видит, кто кого обидит», и я надеюсь, что в час ухода, 12 февраля 2024 года, Бог не забыл про Михаила. Надеюсь, что Господь забрал его так рано, именно с той целью, чтобы его мятежная душа наконец-то обрела покой и всё то лучшее, что он недополучил здесь, на грешной земле, но что уготовано каждому праведному христианину в Царствии Небесном. А я, как и его немногочисленные, но верные друзья, буду и далее вспоминать Михаила Мунавировича Ермоловича добрым словом, пронесу память о нём, как о талантливом человеке и хорошем друге на всю оставшуюся жизнь.

Другие воспоминания о Михаиле Ермоловиче :

О Михаиле Ермоловиче - друге и коллеге

О Михаиле Ермоловиче. Вспоминают друзья и коллеги

Творческая звезда Михаила Ермоловича…

Не обижайте талантливых!

Лавр, Вечно молодой, Герои нашего времени, Вспомнить всё!

Previous post Next post
Up