Галка купила в сэконде чоткую вельветовую юбку, почти чёрную с переходом в коричневую, интересно скроенную - талия как бы подтянута шнуровкой по бокам, от жопы к коленям юбка сужается, а ниже коленей расширяется. Из фигурных локутов, на швах потёртости. Спереди что-то вроде ширинки, тоже на шнуровке с кистями.
Я совершенно не разбираюсь в модах, но эта юбка пробила меня на старческие воспоминания. Как говорит у Сили Тропилло, для Запада шизгара "попса, а для нас целая эпоха". Я могу сказать: для нормального человека джинсы - это штаны, для меня лет с 13-14 были священной реликвией и кумиром.
Впервые я увидел джинсы ещё до школы, в них приехал из Италии Славка, молодой моряк. Позже его забрили в армию, а по выкройке его "Супер Райфла" мама шила мне штаны до окончания мною школы и много лет после. После школы, впрочем, я стал покупать трузера у форинеров, а если без романтики - у негров, латиносов и венгров в керосинке имени Губкина. Мама шила мне комбезы и блайзеры из джинсовой материи, попадавшейся мне пару раз в Москве - такое негры носили обычно на себе, часто тоже на заказ сшитое, но в Париже.
А пока я был школьником, мама шила мне техасы из самых разных заменителей, выпускал совдеп какую-то драп-дерюгу, которую я апгрэйдил синькой и зелёнкой, иногда крахмалом. И, конечно же, из вельвета, я почему и вспомнил. К тому же в восьмом классе, когда я стал отличать "Левис" от "Милтонс", оказалось, что фирмА бывает и вельветовая, а мама моя шьёт не хуже, только лэйбла "Lee" не хватает, ну, уж перешивкой лэйблов я, конечно, не заморачивался, для меня это было, как для верующего подделка иконы.
В младших классах я дополнительно влюбился в джинсы героев "Великолепной семёрки", Юла Бриннера я оценил во всей полноте только во взрослом возрасте, а вот от того, что все герои в джинсне, был в ахуе. Горний же свет в их голубом сияньи я увидел в старших классах - на пластинках Сюзи Кватры, "The Who" и "Golden Earing", фотки которых я печатал за деньги. И позже на самих пластинках, которыми обладал одноклассник Кривонос. И в первую же московскую абитуру на флэту у одного мажора.
В Симферпуле джинсы можно было купить на туче (толкучке), так назывался огороженный кусок пустыря сразу за частным сектором выше автовокзала. Странное время - все, кто там действительно толклись, как бы нарушали закон о спекуляции, но никто их не арестовывал, как в ГУМе, два-три мента просто следили за порядком. В 74-м новые джины стоили 80 рублей, в 75-м 100, в 76-м 110 и т.д., в 80-м уже и 180 просили.
Примерно столько же стоили и шузы, непременно трущиеся из чёрного в красный или жёлтый (реже, а потому круче), круглоносые и на платформе. В концу 70-х платформу сменил высокий каблук. Замшевые, обязательно круглоносые, стоили чуть дешевле, как и вельветовые джины по сравнению с blue jeans. Первые замшевые шузы я купил у соседа Игоря, совсем порвавшиеся на дырочках на носке, за 5 рублей, скрепил их тонкой проволокой и ходил в них на литобъединение при "Крымской правде". Первые новые кожаные купил на туче за 35 рублей, часа 2 подходил то и дело к продававшему, он хотел 50, ладно 45, но я его утомил. Нетрущиеся, просто рыжие, но я сделал их потёртыми с помощью чёрной ваксы.
Рубашки, в цветах и приталенные, шила опять же мама. Покупная была одна, нейлоновая, парадная. Но для модного прикида нужно было иметь лапшу, это трикотажная как бы футболка, вязаная в виде вертикальных полосок. Как и носки, красная (кумачовая), жёлтая (канареечная), реже синяя (голубая). Ещё актуально было носить махровую футболку со шнуровкой на воротнике. Всё это у меня тоже было. Мама понятия не имела, сколько это стоит. Я ведь собирал бутылки, а в 7-8 классах печатал не только рок-группы, но и порнуху, что было выгодней раза в 3.
Окончательно модным человека делали затемнённые очки-капли и дипломат. В школе у меня был фанерный, обтянутый кожзамом, Паша как-то раз выкинул его в шутку в окно с третьего этажа, он разделился на запчасти, но я его восстановил. А уже в Москве на абитуре Влад, муж Натки (сестры), подарил мне свой фирмовый, из тёмно-красной кожи на алюминиевом каркасе. Первый свой "Супер райфл" я купил на туче после абитуры, впервые сдав вступительные экзамены за чурку в пищевой. Потёртый уже изрядно, за 40 рублей.
Всё перечисленное приводило меня в священный трепет. Мне не верилось, что такое может существовать. Как и просто в голове не укладывалось - неужели на этих, таких же с виду, дорожках на виниле, "Speed king", а не фальшивые деланные голоса, вроде "Пиковой дамы", оставшейся от Натки?
Мне казался запредельно красивым переход на потёртости из синего в голубой. И зиппер YKK вместо долбаных пуговиц на брюках (я тогда ещё не знал, что "Левис" с пуговицами считается круче). И клёш или дудочки, а не эти их дурацкие стрелки на брюках, которые, впрочем, я наглаживал довольно ловко, но ни малейшего благоговения не испытывал при этом.
Интересно, сейчас юные модники так же преклоняются перед тем, что уже давно доступно и вменяемо стоит? Или это для них уже просто шмотка, безо всякой святости, как CD-болванка? Ну, пусть как новая мобилка - она очень радует, но она ведь без души, без легенды. Поюзал и выкинул. А вот заслуженную и видавшую виды косуху выкинуть рука как-то не поднимается. Или трущийся таки из чёрного в красный "Камелот", наконец доставшийся мне через 25 лет после окончания школы.
Ладно, пора идти жарить картофан и скумбрию, Маша уже просит.