Click to view
Click to view
М. Чурова. Из программы к спектаклю «Сказание о граде Китеже», посвященному памяти Н. Н. Озерова, 15 января 1972 года:
Сегодня спектакль «Сказание о граде Китеже» Большой театр СССР посвящает памяти одного из выдающихся певцов-актеров 20- 40-х годов Николаю Николаевичу Озерову. Н. Н. Озеров родился 16 апреля 1887 года. В Большом театре работал с 1920 по 1946 год. За 26 лет он сыграл более 20 крупнейших ролей в ведущих спектаклях Большого театра: Альмавива в «Севильском цирюльнике», Герман в «Пиковой даме», Самозванец в «Борисе Годунове», Садко в одноименной опере, Хозе в «Кармен», Вакула в «Ночи перед рождеством», Радамес в «Аиде», Канио в «Паяцах», Фауст в одноименной опере, Грицко в «Сорочинской ярмарке», Рауль в «Гугенотах», Герцог в «Риголетто», Пинкертон в «Чио-Чио-Сан», Гришка Кутерьма в «Сказании о граде Китеже», Левко в «Майской ночи», Голицын в «Хованщине», Вальтер в «Мейстерзингерах», Каварадосси в «Тоске», Отелло в одноименной опере, Любишкин в «Поднятой целине», Финн в «Руслане и Людмиле» и другие.
Роль Гришки Кутерьмы была одной из самых ярких в репертуаре артиста, она вошла в золотой исполнительский список Большого театра, в историю советской музыкальной сцены. Необычайная острота трактовки, психологизм раскрытия образа, высокое вокально-сценическое мастерство на долгие годы утвердили Н. Н. Озерова лучшим исполнителем этой роли, во многом определили традиции ее последующего воплощения. Свой большой опыт и знание вокального искусства Н. Н. Озеров; щедро передавал молодежи, - много лет он был профессором Московской Государственной консерватории. За значительные заслуги в развитии советского искусства Н. Н. Озеров был удостоен звания народного артиста РСФСР, награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени.
источник Лучшие партии
Герман («Пиковая дама»; выступил свыше 450 раз)
Садко («Садко»)
Гришка Кутерьма («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»)
Самозванец («Борис Годунов»)
Голицын («Хованщина»)
Фауст («Фауст»)
Отелло («Отелло» Дж. Верди)
Герцог Мантуанский («Риголетто»)
Радамес («Аида»)
Рауль
Самсон
Канио («Паяцы»)
Дон Хозе («Кармен»)
Рудольф («Богема»)
Вальтер фон Штольцинг («Нюрнбергские мейстерзингеры»)
Другие партии
Финн («Руслан и Людмила»)
Дон Жуан («Каменный гость»)
Левко («Майская ночь»)
Кузнец Вакула («Ночь перед Рождеством»)
Боярин Лыков («Царская невеста»)
Андрей («Мазепа» П. Чайковского)
Арлекин
Вертер («Вертер»)
Пинкертон («Мадам Баттерфляй»)
Кавалер де Грие («Манон»)
Лоэнгрин («Лоэнгрин»)
Зигмунд («Валькирия»).
Большая биография, большой творческий путь, а словно и не было... фотографий, записей - по крупицам.
с сайта belcantoРодился в семье священника.
С восьми лет обучался музыкальной грамоте под рукуководством отца. Учился в Рязанском духовном училище, с 14 лет - в семинарии, где пел в хоре и играл на скрипке в семинарском, а позднее в местном любительском оркестре (брал уроки скрипки у Наватного).
В 1905-07 учился на медицинском, затем юридич. факультетах Казанского университета и одновременно обучался пению в местном Музыкальном училище.
В янв. 1907 его пригласил Ю. Закржевский в свой оперный кружок на вторые партии. В том же году перевелся в Московский университет (юридический факультет), одновременно брал уроки пения у А. Успенского (до 1910), затем у Г. Алчевского, а также посещал оперно-музыкальные классы РМО (1909-13).
Окончив университет в 1910, совмещал службу в судебной палате с занятиями на курсах, выступал в концертах.
В 1907-11 работал скрипачом в симф. и театр. оркестрах.
В 1912 впервые выступил с сольным концертом в Малом Зале Московской консерватории. В том же году дебютировал в партиях Германа ("Пиковая дама") и Синодала в передвижной оперной труппе.
В 1914-17 жил во Владимире, где служил судьей.
В 1917 выступал в основанном режиссером П. Олениным моск. оперном театре "Алтар" ("Малая опера"), где дебютировал в партии Рудольфа ("Богема").
В 1918 пел в еатре Московского Совета рабочих депутатов (быв. Опера С. Зимина),
в 1919 - в театре. Художественно-просветительского союза рабочих организаций (ХПСРО). В этот период готовил партии Альмавивы ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Канио, Гофмана под рук. режиссера Ф. Ф. Комиссаржевского и вокального педагога В. Бернарди.
В 1919-46 солист моск. Большого т-ра (дебютировал в партиях Альмавивы и Германа, в последней заменил заболевшего
А. Боначича) и одновременно (до 1924) выступал в спектаклях "Муз. студии" при МХАТе (в частности, партия Анж Питу в оперетте "Дочь мадам Анго" Ш. Лекока), где работал под рук. B. Немировича-Данченко. Обладал гибким, сильным, хорошо обработанным голосом "бархатистого" тембра, высокой муз. культурой, сцен. дарованием. С легкостью преодолевал технические трудности. Репертуар певца включал 39 партий (в т. ч. лирич. и драм.). Создавая образ, следовал замыслу композитора, не выходил из авторского рисунка роли.
1-й исп. партий: Грицько ("Сорочинская ярмарка" М. Мусоргского, ред. и инструментовка Ю. Сахновского); в Большом т-ре - Вальтера Штольцинга ("Нюрнбергские мейстерзингеры"), Каварадосси ("Тоска"). Лучшие партии: Герман ("Пиковая дама", в исп. этой партии продолжил традиции И. Алчевского; выступил св. 450 раз), Садко, Гришка Кутерьма, Самозванец, Голицын ("Хованщина"), Фауст ("Фауст"), Отелло ("Отелло" Дж. Верди), Герцог ("Риголетто"), Радамес, Рауль, Самсон, Канио, Хозе ("Кармен"), Рудольф ("Богема"), Вальтер Штольцинг. Др. партии: Финн, Дон Жуан ("Каменный гость"), Левко ("Майская ночь"), Вакула ("Ночь перед Рождеством"), Лыков, Андрей ("Мазепа" П. Чайковского); Арлекин; Вертер, Пинкертон, Кавалер де Грие ("Манон"), Лоэнгрин, Зигмунд. Партнеры: А. Богданович, М. Максакова, С. Мигай, А. Минеев, А. Нежданова, Н. Обухова, Ф. Петрова, В. Политковский, В. Петров, П. Тихонов, Ф. Шаляпин. Высоко оценив талант арт., Шаляпин пригласил его в 1920 участвовать в "Севильском цирюльнике" Дж. Россини ("Зеркальный театр" сада "Эрмитаж"). Пел п/у Н. Голованова, C. Кусевицкого, А. Мелик-Пашаева, В. Небольсина, А. Пазовского, В. Сука, Л. Штейнберга.
дополнение с сайта kino-teatr.ruПартнёры: К. Е. Антарова, В. В. Барсова, А. В. Богданович, И. П. Бурлак, К. Г. Держинская, Е. Ждановский, Е. К. Катульская, Е. Д. Кругликова, В. Н. Лубенцов, М. К. Максаков, С. Мигай, А. К. Минеев, М. Д. Михайлов, А. В. Нежданова, П. М. Норцов, Н. А. Обухова, В. Р. Петров, Ф. Петрова, В. М. Политковский, Л. Ф. Савранский, П. Тихонов, Х. Толкачев, Ф. П. Федотов, Ф. И. Шаляпин, Ф. Ф. Эрнст, С. Юдин. Пел п/у Н. С. Голованова, М. Б. Домашевича, С. Кусевицкого, А. Мелик-Пашаева, В. В. Небольсина, А. М. Пазовского, В. Савича, В. И. Сука, М. О. Штеймана, Л. П. Штейнберга.
Часто выступал в симфонических концертах - в ораториях, в "Реквиеме" В. А. Моцарта, "Реквиеме" Дж. Верди; в финале 9-й симфонии Л. Бетховена (1928, п/у О. Фрида), а также с сольными программами в Большом зале Московской консерватории.
Камерный репертуар певца включал произведения К. В. Глюка, Г. Ф. Генделя, Ф. Шуберта, Р. Шумана, М. Глинки, А. Бородина, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, С. В. Рахманинова, С. Василенко, Ю. Шапорина, А. Давиденко.
Гастролировал в Ленинграде, Казани, Тамбове, Туле, Орле, Харькове, Тбилиси, а также в Латвии (1929).
С 1931 г. вел педагогическую деятельность в Большом театре, с 1935 года возглавлял Оперную студию (среди его учеников - С. Лемешев).
1937 - удостоен звания «Народный артист РСФСР».
В 1947-1953 гг. преподавал в Московской консерватории (с 1948 г. профессор, 1948-49 декан национальных студий консерватории, 1949-52 декан вокального ф-та, 1950-52 и. о. зав. кафедрой сольного пения). Среди его учеников - Вл. Попов.
В период Великой Отечественной войны был председателем военно-шефской комиссии Большого театра, выступал перед бойцами Красной Армии.
Входил в жюри 1-го Всесоюзного конкурса вокалистов в Москве.
Был членом художественного совета Большого театра, квалификационной комиссии, комиссии по награждениям при ЦК профсоюзов, с 1946 заместителем председателя экспертной комиссии, председателем по вопросам музыкального искусства при Министерстве высшего образования СССР, председателем вокальной комиссии ВТО и директором Дома актёра.
Автор книги "Оперы и певцы" (1964).
Записывался на грампластинки.
Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1937).
Создан диафильм "Династия Озеровых" (1977, автор Л. Вильвовская).
Ушёл из жизни 4 декабря 1953 года в Москве. Похоронен на Введенском кладбище.
* * *
фото из постоянной выставки Рязанской областной научной библиотеки им. М. Горького, там же список литературыинтересно - с рязанской династией Озеровых состоит в родстве Российский патриарх Алексий II.
Click to view
реж - Вера Строева, 1951 год