В славном уральском городе Челябинске живет один уважаемый человек - директор филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, действительный член Российской академии естественных наук, член общественной палаты Челябинской области, доктор политических наук, кандидат философских наук, профессор и главный редактор журнала «Социум и власть» Сергей Григорьевич Зырянов.
10 декабря в журнале «Деловой квартал» он опубликовал свою небольшую
статейку об итогах протестного движения, половина текста которой совершенно случайно фактически слово в слово (с незначительными вставками и изменениями ради красного словца) повторяет несколько абзацев из моей статьи
«Несистемная оппозиция: терминологическая ошибка или политическая реальность?», опубликованной полтора года назад в журнале «Свободная мысль».
Не знаю, как он писал свои диссертации и многочисленные научные труды, но это плагиат, недостойный «уважаемого человека».
Судите сами:
Мой текст
Его текст
… Стоит сказать, что большинство оппозиционных партий в России особо не стремится обладать иными функциями. С одной стороны, для этого нет необходимых механизмов в рамках действующей Конституции; с другой - партии стараются больше выражать свою оппозиционность, демонстрировать несогласие, нежели бороться за власть. …
…Стоит отметить, что партии системной оппозиции не особо стремятся обладать властными функциями. Для этого нет необходимых механизмов в рамках действующей Конституции, да и партии стараются больше просто выражать оппозиционность, несогласие, нежели бороться за власть и исполнять ее функции…
… Говоря о вне- и несистемности оппозиции, имеют в виду, что она оппонирует некой системе, но в качестве таковой называют что угодно: «систему власти», «государственную систему», «систему общественных отношений», «систему Ельцина/Путина/Медведева» …
… Говоря о несистемной оппозиции, мы имеем в виду, что она оппонирует некой неправильной системе, в которой ей нет места, но в качестве таковой ее представители называют что угодно: «систему власти», «государственную систему», «систему общественных отношений», «систему Путина/Медведева»…
… Среди признаков несистемной оппозиции также выделяют использование преимущественно неконвенциональных методов политической борьбы, слабость ресурсов, «виртуализацию» политической активности, низкое число сторонников, низкое доверие со стороны граждан и т.п., определяющие невписанность в систему представительства интересов и невозможность участия в выработке политических решений. …
… Среди признаков, присущих деятельности несистемной оппозиции, можно выделить использование преимущественно неконвенциональных методов политической борьбы, слабость ресурсов, «виртуализацию» политической активности, небольшое число активных «штыков», а также низкое доверие к ней со стороны граждан. Все эти признаки определяются невписанностью такой оппозиции в систему представительства интересов и невозможность ее участия в выработке политических решений…
… Современная российская политическая система вынуждена так или иначе реагировать на импульсы оппозиции, заставляющие ее корректировать свой политический курс. При этом такая коррекция может иметь любое направление: как усиление авторитарных тенденций при президенте В. Путине, так и модернизационный дискурс при президенте Д. Медведеве можно рассматривать в качестве ответной системной реакции на возмущающие воздействия (в терминологии Д. Истона) со стороны оппозиции. …
… Система вынуждена так или иначе реагировать на импульсы несистемной оппозиции, заставляющие власть рефлексировать и корректировать курс. И такая коррекция может иметь любое направление: как усиление авторитарных тенденций, так и демократический модернизационный дискурс. …
Я, конечно, не Хантингтон, и не претендую на то, чтобы каждый политолог меня цитировал. Но уж если цитируете, то нужно давать ссылку, иначе это воровство. А воровать нехорошо. А для руководителя федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования и главного редактора ваковского журнала это в двойне должно быть неприемлемо, и по профессиональным, и по морально-этическим соображениям.
UPD: г-н Зырянов
ответил на обвинение в плагиате, суть ответа такова:
1. Я человек старой формации, копипастом не занимаюсь.
2. Писал я не сам, а попросил своих сотрудников подготовить текст.
3. В написании статьи использовались ранее написанные тексты, в т.ч. 2010 года.
4. Мысли и идеи на тему оппозиции у многих аналитиков совпадают.
Ну что на это можно ответить?
1. Первый тезис оставлю без комментариев.
2. Какие такие сотрудники, не из РАНХиГС ли? Написание научных статей, комментарии прессе и написание аналитических заметок не входит в уставные задачи руководства вуза, это самостоятельная деятельность любого исследователя, направленная на повышение его собственных достижений и собственной узнаваемости и цитируемости. Если заставлять готовить публикации подчиненных, а потом выдавать их за свои, это будет прямое использование своего служебного положения в личных целях (т.е. форма коррупции). Не говоря уже о том, что публиковать написанную помощниками аналитику под своим именем точно также не этично для ученого, как и переписывание чужих статей.
3. Доказать, что материалы, используемые в статье, публиковались автором ранее (в т.ч. в 2010 году) очень просто - достаточно их предъявить. А пока это просто слова.
4. Мысли может быть и схожи, а вот словесное выражение этих мыслей, конкретная терминология, форма аргументации и конструкция предложений у всех разная.
Еще более нелепым и смешным кажется
аналитический комментарий Ura.ru об этой истории:
«Наезд» на Зырянова - чистый бизнес
В челябинском филиале Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХ) провели собственное мини-расследования причин, побудивших зампреда столичного отделения «Яблока» и преподавателя кафедры Международного независимого эколого-политологического университета Ивана Большакова обвинить в плагиате ректора РАНХ Сергея Зырянова. Оказалось, что сейчас идет борьба за рынок социологических исследований, Большаков хочет дискредитировать Зырянова, чей институт является фактически монополистом на рынке всевозможных опросов. Перед выборами за такую работу можно получить хорошие деньги. И москвичи уже сейчас пытаются заходить в регионы, вытесняя местных игроков рынка.