Для многих профессионалов крайне важно постоянно генерировать идеи - в мире скорости и конкуренции выжить может только тот, кто способен предложить что-то свежее и неожиданное. Но что делать, если вдохновение на нуле, а ничего нового в голову не идет? Для этого был изобретен метод фокальных объектов. Он заключается в том, чтобы к предмету изысканий присоединить свойства других явлений и вещей, никак не связанных с ним.
Главный объект находится в фокусе работы - поэтому метод так и называется. Существует и другое название - метод случайных объектов. Оно свидетельствует о том, что свойства заимствуются у действительно случайных объектов, определенных «методом научного тыка».
МФО уже почти девяносто лет, но о нем мало кто знает. Данный метод изобрел профессор Берлинского университета Ф. Кунце в 1926 году, изначально дав ему имя «метод каталога». На какое-то время его идея была забыта, но в 1953 году разработки профессора начал исследовать ученый из США Ч. Вайтинг. Он усовершенствовал метод и дал ему новое название, которое знакомо нам теперь - «фокальных объектов».
МФО был разработан для того, чтобы преодолеть косность мышления, развить способность ассоциативно и творчески мыслить. Проще говоря, все мы обычно видим перед собой два варианта развития событий. Данный метод предлагает отыскать третий - неожиданный, свежий, тем самым более сильный, чем очевидные и исхоженные пути.
Метод фокальных объектов состоит из шести последовательных действий:
1. Для начала берем любую книгу. Чтобы не стать жертвой жанра и стилистики, лучше всего вооружиться словарем - орфографическим или русско-иностранным. Находим любое слово, обязательно существительное - открываем книгу на любой странице и ловим свой будущий объект пальцем. У меня получилось слово «обои». Что же, значит, будем разрабатывать новые версии дизайна обоев и продвижения товара на рынке сбыта. Это наш главный, фокальный объект.
2. Теперь точно так выбираем три слова, свойства которых мы будем примерять к нашему объекту. У меня это «еда», «дождь», «спорт».
3. Перечислим любые свойства этих объектов, какие только вспомнятся нам.
Еда: вкусная, горячая, ароматная, замороженная, экологически чистая, полезная, сытная.
Дождь: проливной, ледяной, теплый, мокрый, грибной, слепой, моросящий.
Спорт: изнурительный, популярный, экстремальный, оздоровительный, опасный.
4. Примеряем каждый из эпитетов к нашим обоям.
5. Находим ассоциации к получившимся словосочетаниям.
6. Анализируем жизнеспособность полученных идей.
Например:
Вкусные обои - в ресторанах и кафе имеется практика оформления стен рисунками еды, чтобы у посетителей возникало желание заказать побольше. Возможно, было бы неплохо разработать «вкусный» дизайн обоев для кафе, ресторанов, бистро и обычных кухонь с использованием кулинарных элементов - будет интересно и свежо.
Горячие обои, ароматные обои, замороженные обои - пока никаких ассоциаций.
Экологически чистые обои - можно запустить производство обоев из вторсырья, делать в рекламе упор на то, то ваша компания не уничтожает лес, одновременно утилизируя отходы. Многие люди будут гордиться своей причастностью к улучшению экологической обстановки.
Сытные обои, проливные обои, ледяные обои… Приходит в голову идея - сделать на них рисунок в виде морозных узоров на окнах. Этот природный орнамент очень красив. Что же, я думаю, все понятно, дальше продолжать не будем.
Конечно, большинство полученных соединений будут не жизнеспособны - ваша задача состоит в том, чтобы выбрать только интересные и не затертые, но возможные к реализации идеи.
Во многих случаях первое слово - наш фокальный объект - уже имеется в наличии, оно предоставлено заказчиком или руководством. Остается подобрать лишь случайные.
Данный метод можно использовать во многих профессиональных сферах - дизайне, разработке новых моделей техники и гаджетов, рекламе, журналистике и копирайте. Везде, где необходимы новые идеи, пригодится метод фокальных объектов.
Отдельная тема - его применение в педагогике для развития мышления и воображения. Существуют очень интересные игры для малышей, основанные на этом методе. Вы можете поиграть в них и со своим ребенком.
Игра «Изобретатели» - нужно придумывать новые строения, транспортные средства, технику, продукты, одежду. В общем, все, что придет в голову. Здесь уже нет рамок жизнеспособности проекта и можно не ограничивать свою фантазию. Например, возьмем слово стол. К нему подобрались слова кот, лицо, слива.
Метод фокальных объектов этоКот бывает пушистый, мурлыкающий, игривый, голодный, сонный, теплый. Тут же возникает гениальное решение - изобрести стол, полностью покрытый мехом, со встроенной «мурчалкой» и подогревом. И… поставить такие столы вместо задних парт в классе, чтобы там можно было поспать или просто отдохнуть. Конечно, учителя будут недовольны… Значит, надо поставить такой стол и учителю, чтобы он тоже спал на уроках. И тогда все будут счастливы.
Еще одна игра - «Фантастические животные». В нее можно играть на словах, а можно и рисовать, если речь идет о каких-то качествах внешности. К примеру, лошадь может обзавестись павлиньими перьями вместо хвоста, курица научится петь как соловей, а рыба - отрастить ноги. Животным нужно дать названия - например, «павлошадь», «куровей» и «рыбоног». Описать, где они живут, чем питаются, как общаются с сородичами, придумать истории из их жизни.
Эти веселые игры не просто развивают творческое мышление, они очень интересны и любимы детьми.
Конечно, метод фокальных объектов не идеален - среди всех найденных ассоциаций интересный результат дают в лучшем случае одна-две. И нет никакой гарантии, что идея принесет хорошие плоды, даже если покажется очень перспективной. Не существует никаких критериев оценки получаемых ответов - насколько они хороши или плохи. Исследователь может опираться лишь на свой опыт и интуицию, самостоятельно неся ответственность за успех или провал полученной идеи.
Но все же при мудром использовании МФО помогает генерировать мощные и уникальные ответы, давая возможность вырваться за границы рутины, однообразия и бесконечного «копи-паста», присущего современности.