Давид Эйдельман. Ядерный реактор в заварочном чайнике

Sep 06, 2019 09:36



Давид Эйдельман. Ядерный реактор в заварочном чайнике.
Великий английский писатель Гилберт Кит Честертон говорил: «Каждый хочет, чтобы его информировали честно, беспристрастно, правдиво - и в полном соответствии с его взглядами».

Гилберт Кит Честертон.
Каждый раз, когда читаю отзывы о своих статьях или выступления по радио, убеждаюсь, насколько был прав автор детективов о патере Брауне. Честертон был вообще одним из умнейших английских писателей и великолепным автором изысканных парадоксов. Не хуже Оскара Уайльда. Парадокс - это вообще стихия Честертона. Что бы ни писал (а от него осталось несколько романов и пьес, две сотни рассказов, сотни стихотворений, четыре тысячи эссе), Честертон сверкает парадоксами как утренний сад предрассветной росой. Но в вышеприведенном высказывании о том, что хочет человек от информирующих его, нет ничего парадоксального и нет никакого детективного открытия. Это совершенно естественно. Это банальность.
Партийные симпатии оглупляют
Можно привести ещё добрую сотню афоризмов и цитат самых разных эпох и народов, утверждающих, что информационное сообщение, содержание которого нам не нравится, кажется нам пропагандой. Человек не является для восприятия новой информации подобием белого листа бумаги. На нем писали всю предшествующую жизнь. И что-то принципиально новое вписать трудно. Тем более, ему трудно без особых усилий над собой (а кто слушает и просматривает новости, делая над собой особые усилия?!) воспринимать нечто противоречащее его предыдущим убеждениям.
И психологи давно доказали, что партийные симпатии способны подорвать даже базовые мыслительные способности. Образование, СМИ, научные знания, логика - обеспечивают информацией и инструментарием для её обработки. Но когда речь заходит о вопросах политических, настоящая проблема заключается не в недостатке информации, не в неумении анализировать, а в том, как работает наш мозг, какими бы умными и рациональными мы себя не считали.


Взгляды и арифметика
Люди, хорошо умеющие считать, не справляются с простенькими задачами, поскольку правильный ответ противоречит их политическим убеждениям. Группе американцев предлагаются две задачи. Первая - интерпретировать таблицу с цифрами, показывавшую, уменьшает ли крем для кожи высыпания. Люди справляются. Через некоторое время той же группе людей предлагается та же таблица. Но в этот раз показывающая, уменьшает ли закон, который запрещает частным лицам скрытно носить оружие, преступность.
Обнаружилось, что американцы - в тех случаях, когда цифры в таблице противоречили их позиции по вопросу о контроле над оружием, не могли правильно произвести вычисления, хотя справлялись с ними, когда речь шла о креме для кожи. Самое печальное, что чем лучше у участников эксперимента было с математическими навыками, тем чаще их политические взгляды - все равно, консервативные или либеральные - отрицательно влияли на их способности решать задачи.


Не переубеждать, а использовать
Поэтому и ультрасовременные предвыборные методы агитации, основывающиеся на технологиях «больших данных» (Big Data), строятся вовсе не на том, чтоб переубедить людей, доказать им что-то, заставить отказаться от их прежних стереотипов. Нет. Это слишком сложно. Наоборот: задача предвыборной пропаганды - использовать глубинные забрюшные стереотипы, чтобы убедить проголосовать. Людям разного склада характера по-разному преподносили разные суждения кандидата. Например, ходе предвыборной кампании Трампа, используя возможности точной адресной рекламы в Интернете, когда речь шла о свободном распространении оружия, боязливым людям с высоким уровнем невротизма оружие представляли как источник безопасности, а богатым консерваторам-экстравертам показывали картинку утиной охоты.
Итак, реакция человека на информацию, в зависимости от соответствия предыдущим взглядам, вещь абсолютно естественная. И в принципе не должна удивлять…


Агрессивная нетерпимость
Но всё-таки, в ходе этой последней предвыборной кампании, даже меня, стрелянного воробья, удивляют отклики. И не только на мои статьи и выступления. Удивляет агрессивностью реакции на любое несхожее мнение. Люди не только неспособны принять любое высказывание, отличное от их мнения, но готовы обвинить несогласного с ними во всех смертных грехах.
Известно, что, допустим, партия Ликуд (сторонники которой сейчас отличаются наибольшей нетерпимостью) прикупила множество аккаунтов, запустила множество ботов, наняла какое-то совершено невообразимое количество сторонников. И это, конечно, сильно влияет на атмосферу обсуждения.
Но ведь за Ликуд «топят» не только прикупленные и вещающие с фальшивых аккаунтов. Но и те, кто действительно верит во всю чушь, которую им вешают, которые вполне удовлетворены бросанием комками грязи. Эти люди действительно верят в то, что они пишут… Поскольку, согласно Марксу, идеологические ярлыки отличаются от всех прочих тем, что в них верят и те, кто сам их наклеивает.
Реакции последнего времени отличаются особенной нетерпимостью для нашей знойной местечковой политики, которая напоминает ядерный реактор в заварочном чайнике. Как легко у нас зачисляют в «предатели», «пятую колонну», «пособников арабов», «антисемитов» и «врагов Израиля».
Ах, как просто попасть в «леваки»
А уж обвинения в левизне… С легкой руки Нетаниягу в «леваки» пытаются записать даже Авигдора Либермана, о котором известно, что «правее его только стена».
И всякий, кто наблюдал за Либерманом в последнюю четверть века, знает, что он не полевел. То ли эта стена подвинулась, то ли Нетаниягу и фанатеющие от него бибипоклонники в эту стену вмурованы, то ли вообще уже пребывают в запредельном пространстве…


В подтверждение последнему предположению можно привести доказательство: ещё 10 лет назад Нетаниягу, по свидетельству Лимор Ливнат, угрожал депутатам Ликуда, что те из них, кто будет заключать на праймериз тайные соглашения («дилим») с фейглинистами - не будут министрами в его правительстве. А ныне сам Нетаниягу открыто заключает сделку с Фейглиным, проводит по этому поводу пресс-конференцию, обещает лидеру «Зеута» важный экономический портфель в новом правительственном кабинете, обязуется выполнять его программу.
В первую каденцию Нетаниягу каханистов прессовали более, чем при любом левом правительстве. На прошлых выборах Нетаниягу сосватал блоку «Альянс правых партий» каханистскую «Еврейскую мощь» во главе с Итамаром Бен-Гвиром. А сейчас, не сумев договориться с Бен-Гвиром, чтоб он сошел с дистанции, Нетаниягу пытается усилить «Еврейскую мощь», помочь преодолеть электоральный барьер. Обсуждается вопрос о возможности обращения к лидерам хасидов, чтобы они призвали свою паству голосовать за Бен-Гвира и добиться преодоления электорального барьера. Нетаниягу уже дал понять, что готов включить «Еврейскую мощь» в правящую коалицию.
Поэты и поклонники
Отвечают ли политические лидеры за поведение их сторонников? Когда-то подобный вопрос меня интересовал в отношении поэтов и их поклонников. Мне, например, кажется, что наиболее нетерпимыми являются фаны Анны Ахматовой. В их присутствии нельзя хвалить никого другого. Воспринимается как личное оскорбление. Несет ли Ахматова ответственность за эту нетерпимость?
А Бродский - за снобизм своих поклонников?
А Есенин - за то, что его и только его из всех поэтов Серебряного века почитал криминальный мир, люмпенизированная масса, пьяные застолья и проч.?
Натравляй и властвуй
Характеризуют ли поэта его поклонники? В случае поэтов - ответ не очевиден. А в случае политиков?
Если речь идет об агрессивной нетерпимости, например, сторонников Нетаниягу, то его ответственность за это несомненна.
Как известно, Биби - мастер ведения предвыборных кампейнов. Если бы он так же управлял страной, как проводит пропагандистские кампании - то цены бы ему не было.

Фото: Yonatan Sindel/Flash90.
Но предвыборное искусство Биби в основном зиждется на разжигании и натравливании. Нетаниягу сознательно сеет нетерпимость, раскол общества, чтобы пожирать электоральные плоды. Это у него получается лучше, чем у других политиков.https://relevantinfo.co.il/neterpimost/?fbclid=IwAR173nFIsfWkJPqFaenq33Ab3EhxzQ1LOYM7aC4in6t9E6Ii5QECSVdOtn0

евреи и Израиль, Аналитика и публицистика, Современность и политика, История, Психология

Previous post Next post
Up