Давид Эйдельман. Эту песню запевает молодежь
Время от времени, в последние четверть века в Израиле возникают группы «молодых людей», «русских молодых», «детей алии», «полуторного поколения» и пр.
Группы политически и социально активны в плане пиара. Продают они разным политическим силам свою специфическую адженду.
Идеологической платформой служит молодость и грядущие перспективы. Перспективы - опять-таки связаны с молодостью. Такая дурная бесконечность вздорной тавтологии.
Молодые обычно пребывают в возрасте плюс-минус тридцати пяти лет. То есть в том самом возрасте «земную жизнь дойдя до середины, я очутился в сумрачном лесу» - когда Данте оправился в Ад, чтоб прояснить себе суть мироздания.
Люди из групп молодежи обычно мировоззренческими проблемами не маются, а, очутившись в сумрачном лесу середины жизни, начинают в спешке продавать свою утекающую молодость, «утратив правый путь во тьме долины».
Обычно это выглядит дурновкусно, претенциозно, амбициозно, глуповато и пошловато. Молодость демонстрируют исходя из руководящего принципа фольклора: «Кто не был глуп - тот не был молод».
Чем отличается 19-летняя красотка от 35-летней, на мой взгляд? Первая иногда изображает пресыщенность своим «огромным» жизненным опытом, утомленность от утраты иллюзий и «оглядываясь, видит лишь руины». У второй - «всё впереди» и она открыта возможностям будущего. Она уже достигла возраста «ещё молода», и он будет продолжаться лет двадцать.
Первый раз я увидел подобное собрание лет двадцать назад - это был один из кружков возле партии Авода, предлагавший себя новоизбранному председателю Эхуду Бараку. Молодые люди говорили, что они - будущее, у них есть будущее, за ними будущее. И ничего содержательного.
Помню в ответ на мой скепсис мудрый адвокат-ватик Дани Блюз, занимавшийся построением «русской улицы» в поддержку Барака, сказал мне: «Ты ничего не понимаешь. Они молодые». Я заметил, что по возрасту я младше самых молодых из них лет на пять.
- Это ничего не значит. Какой же ты молодой. Ты умный…
За «умного», конечно, ему спасибо. Может, он несколько преувеличивал. Но я понял точно, что изображать молодость и казаться умным - нельзя никак. Дани четко определил золотое правило.
И когда спустя десятилетие из молодежной группы, которая приросла возле фонда одного русского олигарха Либерман выбрал в свой список в Кнессете Алекса Миллера, который даже на общем фоне депутатов от НДИ сверкал каким-то особенным «интеллектуализмом», а остальная молодежь группы шибко возмущалась: вот мол Либерман выбрал самого неграмотного и несообразительного из группы, то я не понимал их возмущения. Потому и… Не знали они золотого правила, которое описано выше.
С тех пор этих «молодых русских» прошло великое множество. И все твердили о каком-то особом своем потенциале. Одним из последних проявлений, существующем и сейчас, стали несколько «русских» групп полуторного поколения. Употребляю «русских» в кавычках, поскольку в этом случае «русскоязычными» их не назовешь. Иногда они не пишут, не читают и стараются не говорить по-русски. Иногда несколько косноязычны, причем на двух языках.
Об одном подобном молодежном движении, которое называлось «С тобой и для тебя» (они заявляли на учредительном съезде, что они будут добиваться «Чтобы молодые репатрианты услышали, что они нужны стране не только в качестве охранников», и чтобы «русский акцент не был здесь аналогией пятого пункта») 12 лет назад
писала Наташа Мозговая: «Почему, черт побери, те самые молодые русскоязычные израильтяне, которые приехали сюда лет в 15-18, вместо того, чтобы стать чем-то вроде лингвистических амфибий, так плохо говорят на обоих языках»?!».
…В последние годы появилось несколько конкурирующих групп, которые идентифицируют себя как «полуторное поколение». Одна так и называется. Полуторное поколение - это те, кто приехал в Израиль ребенком или подростком. Они родились на территории бывшего СССР, но выросли уже в Израиле. У большинства из них иврит ощутимо лучше русского. Местное образование. Вовремя пройденная служба в израильской армии. И в то же время незабытый шок репатриации, приезда и интеграции в новое общество.
Большинство «полуторных» - хорошие люди. Но уверенность, что только принадлежность к полуторному поколению гарантирует им необходимое видение, лидерство в общине и стране, новый подход и пр. - мягко сказать, выглядит наивно.
К примеру, их участие в левом лагере. Понимание, что без «русских» левым не вернуться к власти, вроде бы стало доходить до руководителей этого лагеря. И в организационных структурах стали появляться молодые люди, выросшие в Израиле, которых берут на работу для проведения разъяснительной работы для русскоязычной общины. Эти молодые люди - очень симпатичные. Очень клевые. Очень приятные в общении. Но…
Смотрите об этом в статье «
Не надо пудрить «русским» мозги»
Кадр видео. Кампания » Я - русский израильтянин»
Другая молодежная группа запустила сейчас дикий кампейн с 9 каналом про объединение «русских израильтян», призывая в образе гопников в спортивных костюмах с двуглавыми орлами доказать, что «нас» много. Молодые люди позиционируют себя как часть русского мира, призывая гордиться российскими успехами в Сирии (благодаря которым иранские ракеты окажутся на наших северных границах).
Йосеф Шагал
В ходе обсуждения в программе «Выйдем, поговорим» Йосефа Шагала, один из инициаторов кампейна, сменивший красный тренировочный костюм на темный пиджак, сообщил, что папа его учил, что «бесплатно даже мама папе не даёт». Сказано это было под хихиканье телеведущего, без реакции со стороны других участников. И сразу стало понятно всё и с уровнем дискуссии, и с моральным содержанием кампейна, и с этическими ценностями и уровнем культуры 9-го канала вокруг которого всем предлагают объединиться.
Понятно, что кампейн вызвал мощную отповедь в социальных сетях. Но дело не в гопниках, не в убогом уровне русскоязычных пролибермановских СМИ и объединяющей партии НДИ. Дело даже не в том, что объединяться надо ради общих целей, а не двуглавого орла.
В данной статье мы говорим о претензиях молодежных групп (разных: левых, правых, пропутинских, проукраинских или просто рекламирующих кокошники и «новигод»). Претензиях - на новое виденье, новое понимание, новый подход, новое лидерство.
Они правы: у молодежи полуторного поколения - действительно есть потенциал. Но потенциал - это не данность. И если они хотят что-то предложить израильскому обществу и русскоязычной общине, то сначала это надо как следует выстроить. Поскольку потенциал - это не то, что есть в наличии.
В начале 90-х социальные психологи придумали такой тест. Людям предлагали убрать за спину левую руку и сделать любую «комбинацию из трех пальцев». Каждый ухитрялся, как мог. Потом русскоязычной аудитории задавался вопрос: «Кто из вас не подумал о фиге?». И все смеялись. У 90% русскоязычных «комбинация из трех пальцев - ассоциировалась с «кукишем» - с большим пальцем, просунутым между указательным и средним. У большинства сабр - с «регой» - знаком, который означает «секундочку», «мгновение», «подожди», «стоп», показывается левой рукой, путем прижатия друг к другу, возведенных вверх подушечек большого, указательного и среднего пальцев, сложенных в щепотку.
Всё понятно. Только вот полуторное поколение (когда я их опрашивал в конце девяностых, это были подростки 12-16 лет) - не демонстрировали ассоциации ни с фигой, ни с рэгой.
У второго поколения - наших детей, которые родились тут - рэга. У нас - фига. А полуторные… от кукиша они уже ушли, до рэги ещё не добрались.
Да, в потенциале они могут быть культурным мостом, объединительным умножителем культурных богатств. Но это в потенциале и при соответствующей работе. А без этого - пока ни фиги, ни рэги. Так вокруг чего объединяться?
Кстати, отдельный вопрос к тем, что приехал в Израиль уже взрослым: а что нас объединяет, кроме общей фиги за спиной?!
https://relevantinfo.co.il/molodezh/