Первые еврейские авиаторы Америки и России Как известно, первые управляемые полеты на самолете собственного производства «Флайер» совершили американцы, братья Уилбер и Орвилл Райт, 17 декабря 1903 года. Всего в тот день состоялось четыре полета на высоте около трех метров над землей, самый долгий из них длился 59 секунд и закончился небольшим столкновением с землей. С этого дня принято вести историю пилотируемой авиации, куда вписаны имена многих знаменитых летчиков, среди которых немало и еврейских имен.
Годы с 1903 по 1914 принято называть эрой пионеров, эрой отважных авиаторов, которые с риском для жизни осваивали первые несовершенные и опасные летательные аппараты, эрой, когда масса людей с восторгом наблюдала за полетами и встречала первых авиаторов как героев.
Артур Уэлш
Необычайная жизнь Артура Уэлша, первого американского авиатора-еврея, началась как типичная история эмигранта из России. Лейбел Велкер (таково было его имя при рождении) появился на свет 14 августа 1881 года в Киеве и был одним из шестерых детей Абрама и Доры Велкер. В 1890 году семья эмигрировала в США, поселившись в Филадельфии. В 1898 году, после смерти мужа, Дора вторично вышла замуж и переехала с детьми в Вашингтон.
Сменив свое еврейское имя на Артур Уэлш, будущий авиатор в 1901 году пошел служить в ВМС США. Вернувшись после службы в Вашингтон, он несколько лет проработал бухгалтером. На собраниях молодых сионистов, которые Артур посещал, он познакомился со своей будущей женой Анной.
Медаль в честь Уэлша
В 1909 году, побывав на публичных демонстрациях полетов братьев Райт, Уэлш загорелся идеей стать авиатором. Он буквально преследовал братьев Райт с просьбой взять его в свою команду. Сначала ему отказывали, но в конце концов благодаря своей настойчивости он был принят на курсы гражданских пилотов, и его учителем стал одним из братьев - Орвилл Райт. Уэлш быстро прогрессировал и вскоре получил одобрение братьев, что считалось у первых авиаторов самой высшей оценкой, после чего, получив лицензию пилота, был включен в состав их выставочной команды. Он установил несколько рекордов скорости и высоты и на Международном авиационном шоу в 1911 году получил премию в 3000 долларов за первый в мире полет в течение двух часов с пассажиром.
Главным качеством Уэлша как авиатора была надежность, что в эпоху зарождающегося авиастроения и ненадежных двигателей, недостатка знаний о полетах и поведении в воздухе, влияния скорости, веса и мощности на полет было важнейшим фактором. Братья Райт полностью доверяли Артуру и привлекли его к преподаванию в новой летной школе в Лонг-Айленде, которую он вскоре возглавил.
Медаль в честь Уэлша
Среди учеников Уэлша был Генри Арнольд, ставший пятизвездным генералом и командующим ВВС США во время Второй мировой войны. С другим своим учеником, Джорджем Бьюти, Артур установил новый американский рекорд для двухместного самолета, поднявшись на высоту 570 м.
В мае 1912 года братья Райт послали Уэлша в Мэриленд, где находился аэродром армейской авиации. Он должен был испытывать новый самолет, созданный братьями по заказу военного ведомства. Уэлш сделал 16 испытательных полетов. Последний полет 11 июня 1912 года, в котором самолету согласно программе испытаний нужно было набрать необходимую скорость при наличии значительного веса, закончился трагически. Погиб сам Уэлш и его пассажир - авиатор Лейтон Хейзелхерст. Как оказалось, конструкция испытуемого самолета имела серьезные недостатки, и машина не выдержала перегрузки.
Генри Арнольд писал: «Пионерами в авиационной игре были те, кто принимал все риски и мало что получал в обмен на свою смелость. Аль (так звали Уэлша друзья) был одним из этих пионеров. Я восхищался тем, как он делал свою работу, и его личностью».
В 2012 году Еврейское историческое общество Америки и Зал славы американских евреев выпустили памятные медали с изображением первого американского еврея-авиатора, погибшего сто лет назад.
Всеволод Абрамович
Первым российским евреем-авиатором был Всеволод Абрамович, родившийся в Одессе в 1890 году в семье поэта Михаила Абрамовича, сына классика еврейской литературы Менделе Мойхер-Сфорима (Соломона Абрамовича). После школы Всеволод поступил в Шарлоттенбургский политехнический институт в Германии и, увлекшись авиацией, окончил авиационную школу Общества аппаратов Райт под руководством известного летчика-инструктора капитана Энгельгардта, в скором времени погибшего во время одного из своих полетов. Абрамович был оставлен в авиационной школе инструктором, а затем стал шеф-пилотом Общества Райт. В возрасте 21 года он был признан одним из лучших инструкторов Германии.
В 1911 году Всеволод Абрамович изобрел прибор для определения воздушной скорости. Он также занимался модернизацией самолетов братьев Райт, отличавшихся малой прочностью. В 1912 году Абрамович установил несколько авиационных рекордов на усовершенствованных им самолетах во время авиационных соревнований в Берлине, в том числе рекорд высоты - 2100 м на двухместном самолете, получившем название «Райт-Рабинович». Биплан Рабиновича имел новую систему управления, удлиненную хвостовую часть, горизонтальный стабилизатор, колесное шасси и новый 90-сильный двигатель.
В июле 1912 году Всеволод Абрамович совершил перелет с пассажиром из Берлина в Санкт-Петербург, который занял по времени 23 дня с остановками из-за сильных ветров, неисправностей мотора, нехватки бензина и прочего. Всего в воздухе он находился 17 часов, ориентируясь по карте и компасу. Этот перелет дальностью более полутора тысяч километров был выдающимся для своего времени достижением. 18 августа 1912 года русская газета «Речь» писала: «В Царское Село по приглашению высоких царских особ на военное учебное поле прилетел из Петербурга авиатор Абрамович с пассажиром бароном Эльсоном. Авиатор красиво опустил свой усовершенствованный “Райт” около палаток войск и был ласково встречен высокими особами». А уже 11 сентября того же года Абрамович поставил мировой рекорд продолжительности полета с четырьмя пассажирами, продержавшись в воздухе 45 минут 57 секунд. Это достижение на 27 минут превышало предыдущий рекорд немецкого летчика Райтцеля.
Решив готовить в России военных пилотов, Всеволод Абрамович обратился к военному министру России Сухомлинову с просьбой приобрести несколько самолетов фирмы «Райт». Учитывая успехи Абрамовича в пилотировании и улучшении им конструкции таких самолетов, военное министерство приобрело 6 боевых и 2 учебных самолета и запасные части к ним.
Всеволод Абрамович с Евгенией Шаховской
Но выполнить свои намерения Всеволод Абрамович не смог. 24 апреля 1913 года выдающийся летчик и изобретатель погиб, когда самолет, которым управляла его ученица, княгиня Евгения Шаховская, а сам он сидел рядом как инструктор, упал при приземлении. Абрамович погиб, а Шаховская, ошибка которой привела к трагедии, получила легкие травмы.
Евгения Шаховская впервые увидела полет Абрамовича и его самого, когда он прилетел в Царское Село. Она влюбилась в красавца пилота и заболела авиацией. Бросив мужа, Шаховская уехала в Германию, окончила летную школу, где работал Абрамович, и стала одной из первых российских женщин-авиаторов. Выпускница Смольного института благородных девиц, она совсем не походила на последних. К моменту, когда она увлеклась авиацией, княгиня уже занималась боксом, стрельбой, автогонками, верховой ездой.
Шаховская сильно переживала гибель, да еще и по своей вине, человека, которого любила. Она не летала почти год, но, как только началась Первая мировая война, Евгения Шаховская попросилась на фронт и стала первой в мире военной летчицей. Однако долго повоевать княгине не пришлось. Контрразведка вдруг вспомнила о ее учебе в летной школе и работе на аэродроме в Германии и о дружбе с немецкими летчиками, которым она якобы передавала военные секреты. Шаховскую арестовали и даже приговорили к смертной казни. Спасло ее обращение к царю Распутина, с которым княгиня была в приятельских отношениях. Николай II заменил расстрел тюремным заключением.
Революция освободила Евгению Шаховскую как жертву царского режима, и она поступила на службу в Киевскую ГубЧК. В 1920 году в одном из киевских ресторанов, во время пьяной драки со своими же чекистами, бывшая княгиня была застрелена.
В 1912 году, в год гибели Уэлша, поэт Александр Блок написал стихотворение «Авиатор» о трагической судьбе пилотов в эпоху пионеров авиации:
Летун отпущен на свободу,
Качнув две лопасти свои,
Как чудище морское - в воду,
Скользнул в воздушные струи.
Его винты поют, как струны…
Смотри: недрогнувший пилот
К слепому солнцу над трибуной
Стремит свой винтовой полет…
Уж в вышине недостижимой
Сияет двигателя медь…
Там, еле слышный и незримый,
Пропеллер продолжает петь…
Потом - напрасно ищет око;
На небе не найдешь следа:
В бинокле, вскинутом высоко,
Лишь воздух - ясный, как вода…
А здесь, в колеблющемся зное,
В курящейся над лугом мгле,
Ангары, люди, всё земное -
Как бы придавлено к земле…
Но снова в золотом тумане
Как будто - неземной аккорд…
Он близок, миг рукоплесканий
И жалкий мировой рекорд!
Всё ниже спуск винтообразный,
Всё круче лопастей извив,
И вдруг… нелепый, безобразный
В однообразьи перерыв…
И зверь с умолкшими винтами
Повис пугающим углом…
Ищи отцветшими глазами
Опоры в воздухе… пустом!
Уж поздно: на траве равнины
Крыла измятая дуга…
В сплетеньи проволок машины
Рука - мертвее рычага…
Зачем ты в небе был, отважный,
В свой первый и последний раз?
Чтоб львице светской и продажной
Поднять к тебе фиалки глаз?
Или восторг самозабвенья
Губительный изведал ты,
Безумно возалкал паденья
И сам остановил винты?
Иль отравил твой мозг несчастный
Грядущих войн ужасный вид:
Ночной летун, во мгле ненастной
Земле несущий динамит?
Юрий Шоткин
http://evreimir.com/118009/pervye-evrejskie-aviatory-ameriki-i-rossii/