Бар-Кохба, герой или экстремист?

Feb 22, 2016 13:13

Оригинал взят у dona_anna в Бар-Кохба, герой или экстремист?


В Музее Эрец-Исраэль, который теперь называется просто МУЗА, открылась интереснейшая выставка "Бар-Кохба: историческая память, миф и героизм". Она посвящена знаменитому Бар-Кохбе, предводителю последнего большого еврейского восстания против римлян, о котором, казалось бы, что можно сказать нового, ан нет, все не так просто. Оказывается, Бар-Кохба, можно сказать, оставил огромное культурное наследие, которое замечательно представлено на выставке.



У нас, взрослых русскоязычных израильтян есть одна общая проблема: мы не учились в израильских школах. И тот багаж знаний о собственной еврейской и израильской истории, который получает средний выпускник, мы получаем с помощью самообразования. Эта выставка просто находка для нас, я считаю. Я открыла для себя столько нового, что и израильская школа не даст.
Сразу надо сказать, что выставка не посвящена восстанию, а посвящена личности Бар-Кохбы.



Итак, Бар-Кохба, "сын звезды", руководитель знаменитого еврейского восстания, названного его именем. Человек, обладавший необыкновенной харизмой, иначе за ним бы не пошли народные массы, мессия, по мнению его сторонников и "сын лжи", Бар-Козива, или Бар-Косба (по-арамейски) по мнению его противников. Он освободил Иерусалим от римлян и чеканил монеты, дошедшие до нас, его поддерживал знаменитый рабби Акива. Он был нелюбим Талмудом, но любим РАМБАМом...



Часть выставки, посвященная времени Бар-Кохбы 2 веку нашей эры.
От реального Шимона Бар-Кохбы до нас дошло очень мало материальных свидетельств.
Монеты да письма, им подписанные.

Монеты, отчеканенные во время правления Бар-Кохбы.






Это знаменитая монета с изображением Иерусалимского Храма с одной стороны, а с другой четыре вида растений (лулав-нераскрывшаяся пальмовая ветвь, мирт, ива, этрог), которые используются для молитвы в Суккот.
Об этих монетах я писала подробно в моем рассказе о Музее Гехта.



Письмо с приказом Бар-Кохбы.



На выставке можно посмотреть документальный фильм об археологических раскопках, которые возглавлял Игаэль Ядин, где были найдены письма Бар-Кохбы.

Нет сомнения, что это был реальный человек. Ему не повезло, ему не достался такой выдающийся историк, как Иосиф Флавий и сведения о Бар-Кохбе скудны.

Создатели выставки постарались собрать предметы, воссоздающие время Бар-Кохбы. И раз цель выставки рассказать о самом Бар-Кохбе, а не о восстании, то здесь представлены предметы быта.



На переднем плане кожаная женская сандалия, сшитая с помощью кожаных шнуров, без единого гвоздя. Отсутствие гвоздей объясняется нежеланием привлекать внимание к ходящему в таких сандалиях, чтобы ходить очень тихо.
Сзади плетеная сумка из листьев и волокон пальмы, такие сумки на Ближнем Востоке распространены до сих пор. Они были использованы для хранения стеклянных и металлических изделий.
Оба предмета найдены в пещере Посланий (מערת האיגרות), на ручье Хевер в районе Мертвого моря. Это одна из пещер, в которых прятались евреи после поражения восстания Бар-Кохбы.



Шерстяной платок, с разноцветными полосами, возможно использовался для заворачивания свитка Торы. Полосы окрашены с помощью красителей, изготовленных из растений. Красный цвет из марены красильной (Rubia tinctorum), синий из вайды красильной (Isatis tinctoria) и желтый цвет из резеды жёлтенькой (Reseda luteola).
Найден в той же пещере.



Косточки маслин из той же самой пещеры. Сохранились благодаря необычной сухости тех мест.



Нож или сечка из той же пещеры.



Стеклянная посуда, которой пользовались современники Бар-Кохбы, а может и он сам. Из разных пещер.



Расческа для борьбы со вшами. Там сторона, где зубцы находятся друг от друга на большем расстоянии, предназначена для обычного причесывания, а где на меньшем, предназначена для вычесывания вшей. Очень похожую можно купить в израильских магазинах. О такой расческе я уже рассказывала тут.



Карта Эрец-Исраэль времен Бар-Кохбы.

Почему же Талмуд плохо отзывался о Бар-Кохбе? Потому, что восстание потерпело поражение и было подавлено римлянами с особой жестокостью. Погибло в боях 580 тысяч человек, было продано в рабство огромное количество евреев, в Иудее почти не осталось жителей, Иерусалим был разрушен, государство Иудея перестало существовать и император Адриан приказал называть это место Палестиной ... Может быть не будь восстания, евреи смогли бы сохраниться в рамках автономии? Но сейчас понятно, что существование народа в рамках автономии часто приводит к его исчезновению, а уж для евреев, склонных к ассимиляции, риск очень велик.

Или восстание Бар-Кохбы было примером героизма и национального подъема евреев, боровшихся против захватчиков? И евреи ушедшие тогда в Галут и 2 тысячи лет сохранявшие свою национальную идентификацию, по своей воле или по принуждению, смогли возродить государство именно благодаря поражению того восстания?

Возрождение Бар-Кохбы

Долгие годы еврейская традиция не любила вспоминать о Бар-Кохбе. Поэтому несколько неожиданным было появление его образа в литературном произведении в 1840 году. В немецком еврейском журнале раввин Шмуэль Меир напечатал произведение под названием "Бар-Кохба, король-мессия". В целом эта вещь имела реалистический характер, кроме сюжета, когда Бар-Кохба борется со львом, побеждает его и скачет на нем.



"Бар-Кохба, король-мессия", раввин Шмуэль Меир 1840г.



В 1858 году в Вильно писатель и переводчик Кальман Шульман перевел этот роман на иврит и выпустил под названием "Гибель Бейтара, чудесная история о героизме Бар-Кохбы и разрушении Бейтара, от рук Адриана, римского императора."

И понеслась Эта книга была переведена на множество языков (идиш, английский, ладино, арабский) и стала основой для многочисленных литературных произведений в прозе, в стихах, а также для пьес.

Образ героя Бар-Кохбы оказался необыкновенно востребованным, еще до того, как он стал одним из общепринятых образов сионизма.



Перевод на ладино, 1894г.



"Бар-Кохба", история с продолжением для детей. Автор Биньямин Левнер, Вильно, 1905г.



Партитура оперы "Бар-Кохба", автор Абрахам Гольдфаден, Нью-Йорк, 1917г.



Артист Ицик Гольденберг в спектакле "Бар-Кохба" Абрахама Гольдфадена, Бухарест, Румыния, 1914г.

Решительным шагом Бар-Кохба вошел не только в литературную и театральную еврейскую жизнь. Образ героя понравился и студентам. В начале 20 века в университетах Центральной Европы появились общества студентов-евреев. Они интересовались еврейской историей и культурой, организовывались лекции дискуссии на актуальные еврейские темы, включая сионизм. Самой активной такой организацией было общество "Бар-Кохба" в Праге. В ней состоял Хуго Бергман, в будущем первый ректор Еврейского университета в Иерусалиме.



Студенческое общество "Бар-Кохба", Вена, Австрия 1903г.



Приглашение на мероприятие студентов Галиции "Бар-Кохба", автор Яков Штарк, Бецалель, 1910г.

Помимо студенческих объединений был еще и еврейский спорт под эгидой "Бар-Кохбы".



Три гимнастки общества "Бар-Кохба", Берлин, Германия, 1900г.



Гимнастическое общество "Бар-Кохба", Берлин, Германия, начало 20в.



Плакат к 10летию общества "Бар-Кохба", Берлин, Германия, 1910г.



Врач Эммануэль Симон, спортивный врач, в прошлом чемпион Берлина и Баварии в беге 400 и 800 метров, принес с собой новый стиль спортивного воспитания в Израиле, один из основателей Института Вингейта.



Открытка Макаби-Бар-Кохба поощряющая занятия спортом. Берлин, Германия, 1920-1930гг.



Костюмированный бал общества "Бар-Кохба", Берлин, Германия, 1929г.

Молодежное движение "Бар-Кохба"



Спектакль поставленным детьми, участниками движения "Бар-Кохба", Влодава, Польша, 1920г.



Воспитанники движения "Бар-Кохба" в Вирушев, Галиция, 1932г.

Театральная жизнь Бар-Кохбы, можно смело сказать, была также богата и разнообразна.



Афиша спектакля "Бар-Кохба", исторической оперетты в четырех действиях, с прологом, автор Абрахам Гольдфаден, Тель-Авив, 1928г.



Афиша спектакля "Бар-Кохба", драматическая поэма на идиш, в трех отделениях. Автор Шмуэль Галкин, Рига, Латвия 1940г.



Афиша спектакля "Бар-Кохба", драматическая поэма на идиш, в трех отделениях. Автор Шмуэль Галкин, Варшава, Польша, 60е годы прошлого года.



Сцена из спектакля "Бар-Кохба", идишского театра, которая демонстрировалась в Польше и Литве в 1938г.



Афиша спектакля "Бар-Кохба" в театре Огель, 1945г., Тель-Авив.



Сцена из спектакля "Бар-Кохба" в театре Огель, 1945г., Тель-Авив.



Афиша спектакля "Бар-Кохба" в Театре оперетты на идиш, Тель-Авив, 60е годы 20 века.



А это уже вполне реальный человек, имя которого Бар-Кохба. Между Первой и Второй мировыми войнами в "Бар-Кохба" было принятым именем для детей еврейского ишува. Это старший сын Авраама Криници, основателя Рамат-Гана. На фотографии ефрейтор Бар-Кохба Криници, середина 20х годов 20 века.



Израильская марка "Бар-Кохба" из серии "С праздником", автор Ашер Кальдерон, 1964г.



"Ковер Банк Апоалим", автор Идо Михаэли, 2013г. На ковре в шуточном виде собраны знаменитые образы, которые мы видим на банкнотах, монетах, марках, плакатах, археологических артефактах. В самом нижнем ряду есть и изображение "Бар-Кохбы" с марки на предыдущей фотографии.

Вот оно покрупнее.




Античным героем представлял себе Бар-Кохбу скульптор Генрих (Ханох) Глиценштейн, Рим, Италия, 1905г.



А так покрупнее. Правда, красавец? :)



Менора у Кнессета, фрагмент, изображающий Бар-Кохбу, автор Бенно Елкан.



Во время раскопок в пещерах ручья Хевер были обнаружены кости участников восстания Бар-Кохбы, которые были торжественно перезахоронены.



Торжественная воинская церемония перезахоронения останков участнтков восстания Бар-Кохбы недалеко от ручья Хевер, 1982г. При участии Президента Израиля Ицхака Навона, Главного ашкеназийского раввина Шломо Горена и Главного сефардского раввина Овадия Йосефа.

Эта выставка задумывалась ее создателями как пост-сионистское развенчание сионистского мифа о Бар-Кохбе...
А в результате, Бар-Кохба победил и пост-сионистов, а у создателей выставки профессионализм победил концепцию. Во всяком случае такое было у меня чувство, когда я уходила с этой интереснейшей выставки.



И закончить я хочу кадром из фильма, который показывают при входе на выставку, где мальчик говорит о Бар-Кохбе, что он был хорошим, а все остальные - плохими.
Мифы для того и существуют, чтобы отличать плохое от хорошего...

Большое спасибо olmas за помощь в редактировании.

Выставка «Бар-Кохба: историческая память, миф и героизм» продлится до 20 июня 2016 года.
Страница выставки на сайте музея http://www.eretzmuseum.org.il/530/
Куратор выставки - Сара Турэль.
Дополнительная информация на сайте: http://www.eretzmuseum.org.il

Вы также можете посмотреть выставку "Время в материале" , о которой я рассказывала тут. Она открыта до 28.02.2016

Часы работы МУЗА - Музея «Эрец-Исраэль»:
воскресенье, понедельник,
вторник, среда - с 10.00 до 16.00;
четверг - с 10.00 до 20.00;
пятница - с 10.00 до 14.00,
суббота - с 10-00 до 16-00.
Телефон для справок - 03-6415244.
Вход детям до 18 лет - бесплатный. Дети до 13 лет - в сопровождении взрослых. Для жителей Тель-Авива - скидка.
Адрес музея: Тель-Авив, Рамат-Авив, ул. Хаим Леванон, 2.
Карта, как доехать, автобусы: http://www.eretzmuseum.org.il/21/

This entry was originally posted at http://dona-anna.dreamwidth.org/

евреи и Израиль, Искусство и культура

Previous post Next post
Up